Тосненский район является одним из крупных районов Ленинградской области и расположен в 40 км от Санкт-Петербурга.
На севере район граничит с Санкт-Петербургом, на юге – с Новгородской областью, на северо-востоке – с Кировским районом, на западе – с Гатчинским районом, на юго-западе – с Лужским районом.
Главная водная артерия — река Тосна, один из значительных притоков Невы. Вторая по значимости — река Ижора, на берегах которой расположены город Коммунар, поселки Пудость и Тельмана, деревня Ям-Ижора.
Административный центр района – город Тосно, расположенный на берегу р. Тосна, в 53 км к юго-востоку от Санкт-Петербурга.
Геральдическая эмблема Муниципального образования Тосненский район Ленинградской области была утверждена решением Собрания представителей МО от 28.10.1998.
Герб района представляет собой серебряную подкову в зеленом поле, червленая золотом глава обременена тремя серебряными елями, соприкасающимися нижними краями крон.
Подкова, помещенная в композиции герба, указывает на историю возникновения города Тосно как почтовой станции, возникшей в XVIII в. на дороге из Петербурга в Москву.
Изображенные в гербе ели указывают на расположенные в районе густые леса.
Впервые о тосненской земле упоминается в Новгородской переписной окладной книге 1500 года. Начиная с XVIII века историческая судьба тосненского края была определена его близостью к Санкт-Петербургу. Через Тосно проходили (и проходят) все торговые пути из Санкт-Петербурга в Москву, в том числе автомобильная трасса «Россия» и магистраль Октябрьской железной дороги.
В 1712 году на правом берегу реки Тосны основано поселение Никольское. Сюда, по указу Петра I переселены русские из Московской и других губерний в качестве мастеровых, которые начали разработки бутовой плиты, извести, кирпича, леса и сплава строительных материалов по Тосне в Неву.
Первым на почтовом тракте при выезде из Петербурга в Москву через Среднюю Рогатку и Софию (Царское Село) было селении Ям-Ижора. До 1869 года проживающие там крестьяне, по праву ямщиков, не подлежали рекрутской очереди, не платили податей и получали средства от ямской повинности. Позднее они занимались земледелием, производством спичек, мелкою торговлей и лёгким извозом по станциям железных дорог.
2 января 1711 года был учреждён почтовый путь между Санкт-Петербургом и Москвой, проходящий через Любань, которой посвящена одна из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
В 1707 году на дороге Санкт-Петербург-Москва была основана ямская слобода-станция Ям-Тосна. К началу XIX века Тосна стала самым большим селением и почтовой станцией на Московском тракте. Основная деятельность жителей Тосно, связанная с обслуживанием дороги, давала толчок для появления и развития сопутствующих ремесел и первых промышленных предприятий.
Весной 1843 года между Санкт-Петербургом и Москвой началось строительство первой в мире железнодорожной магистрали, в 1849 году через Любань прошёл первый пассажирский поезд, а в 1850 году построено здание железнодорожного вокзала. В 1867 году рядом с вокзалом была построена церковь по проекту архитектора К. А. Тона. В 1880 году в Любанской церкви был похоронен автор проекта Николаевской железной дороги и первый министр путей сообщения России П. П. Мельников.
С пуском железной дороги ямщики стали не нужны, но появились новые виды деятельности, связанные с ее обслуживанием. Многие жители, используя своих лошадей, занимались «конными заработками» - легковым и ломовым извозом, включающим перевозку дров, леса, мусора, льда, топлива и сырья для фабрики с железнодорожной станции.
Рост Тосно ускорился, когда в волости начались разработки извести, кирпичный и лесозаготовительный промыслы. К 1912 году были построены железнодорожные линии Тосно-Шапки и Тосно-Балтийская железная дорога.
Как самостоятельная административная единица с центром в селе Тосно Тосненский район был образован в 1930 году постановлением Президиума Леноблисполкома, утвержденным Президиумом ВЦИК.
По административному устройству район представлял собой 1 горсовет (г.Любань), 1 рабочий поселок (Ульяновка), 30 сельских советов и 350 сельских населенных пунктов. Район занимал территорию в 3484 кв. км, численность населения составляла 70,8 тыс. человек.
В областном справочнике 1930 года Тосненский район представлен как «крупный, неравномерно заселенный, расположенный на хороших железнодорожных путях и богатый сплавными реками район с сельским хозяйством, находящимся под влиянием близости Ленинграда и слабым развитием кустарных промыслов».
Сегодня территория района составляет 3600 кв. км, а численность населения на 01.01. 2010 – 111,1 тысячи человек.
В состав района входят три города – Тосно (районный центр), Любань, Никольское и более 100 поселков, сел и деревень.
С 2006 года в соответствии с федеральным законодательством на территории района создана двухуровневая система местного самоуправления.
Образовано 13 самостоятельных муниципальных образований первого уровня (7 городских и 6 сельских поселений), в каждом из которых сформированы свои органы власти, а район получил статус муниципального образования второго уровня местной власти.
Тосненская земля богата культурно-историческими памятниками. Усадьба «Марьино» – шедевр архитектурного зодчества XVIII–XIX веков. До сего дня здесь сохранились дворцовая постройка и превосходный пейзажный парк.
Лисино-Корпус – поселок, бывший с 1846 года местом императорской охоты.
В усадебный комплекс, построенный по проекту Н. Л. Бенуа, входят охотничий домик, церковь, парк, здание первого в России лесного техникума. Лисинское учебное лесничество, созданное в 1834 году, стало лучшей в России лесной лабораторией.
В Любани, упоминавшейся в летописях с 1500 года, восстановлен единственный в России железнодорожный храм.
Глубокие каньоны рек Саблинки и Тосны, неповторимые по красоте Саблинские пещеры, крупнейшие в Ленинградской области водопады, красивые отложения известняков и песчаников, а также живописные холмы, на которых раскинулось старинное русское село Шапки, давно стали любимыми местами туристов.