Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
21
262728
2930
             


 1234567890

К 90-летию Ленинградской области

Ленинградская область, первое десятилетие (1927-­1937)

08.02.2017 19:18

Дата создания нашего региона служит ныне знаковым историческим рубежом. 1 августа 1927 года Всероссийской Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР приняли постановление об образовании Ленинградской области.

ЭКОНОМИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

В образованную в 1927 году Ленинградскую область вошли несколько губерний – Ленинградская (это название появилось 26 января 1924 года, когда после смерти Ленина II Съезд Советов СССР переименовал Петроград в Ленинград), Псковская, Новгородская, Череповецкая и Мурманская, с переходом от уездного и волостного деления на окружное и районное. В составе вновь созданной области определили девять округов: Ленинградский, Лужский, Лодейнопольский, Псковский, Великолуцкий, Новгородский, Боровичский, Череповецкий и Мурманский.

Решению о создании Ленинградской области предшествовала серьезная работа по новому районированию. В конце июля 1927 года состоялся расширенный пленум областного экономического совета, на котором шла речь о подготовке областного бюджета. Его доходы определили в 181 миллион рублей, причем налоговые поступления должны были составить только одну треть доходов, а все остальные должны были составить неналоговые источники.

«Пленум утвердил контрольные цифры и дал наказ, как расходовать эти средства, ­ сообщалось в «Красной газете». – С одной стороны – жесткое проведение режима экономии и рационализация аппарата, наибольшее сокращение административно­управленческих расходов. С другой – увеличение средств, предназначаемых для промышленности, развитие сельского хозяйства и усиление социально­культурной работы, а также дорожного строительства… Районирование даст большую экономию. Благодаря ему количество служащих сократится более чем на 2,5 тысяч человек. А это позволит сберечь не менее 1 миллиона рублей в год».

Какой была Ленинградская область в 1927 году?

По данным переписи населения на 1 июня 1926 года, на территории Ленинградской губернии было 18 городов, 30 поселков городского типа, 8719 прочих населенных пунктов, из них 6,9 тыс. сел и деревень. Губерния делилась на 9 уездов. Сельские поселения в административном отношении объединялись в волости, которых в губернии насчитывалось 99. В городах на территории Ленинградской губернии (без Ленинграда) проживало 164075 человек, в сельской местности – 940535.

Область была аграрной, причем осуществлявшаяся с 1921 года политика НЭПа (новой экономической политики) исключительно благоприятствовала развитию сельского хозяйства. После принятия в 1922 году Закона РСФСР о трудовом землепользовании начался массовый выход из общины на индивидуальные отруба и хутора. Этот процесс фактически стал продолжением столыпинской аграрной реформы. В 1924 году в Ленинградской губернии насчитывалось 49875 хуторов и отрубов (до революции их было меньше ­ 40248). Шло успешное развитие кооперации в сельском хозяйстве. На 1925 год в потребительских кооперативах состояло 35% крестьянских хозяйств губернии.

На основе кооперации создавались предприятия по обработке сельхозпродукции – мельницы, маслодельные товарищества, появились также и машинные, мелиоративные товарищества, а также товарищества по совместно обработке земли. И тем не менее, участвуя в кооперативах самых различных видов, крестьяне предпочитали оставаться единоличниками. Согласно статистике, в 1927 году в Ленобласти насчитывалось всего лишь 221 коллективное хозяйство, из них 42 коммуны, 149 сельхозартелей и 30 товариществ по совместной обработке земли.

Как и до революции, большое значение в жизни крестьян имели кустарные промыслы. К концу 1920­х годов в области насчитывалось около 400 тыс. кустарей­ремесленников. В некоторых уездах существовали даже целые деревни, большинство жителей которых занимались промыслами. Производили они телеги, сани, пиломатериалы, гончарную и деревянную посуду, вязали сети, изготавливали кружева.

Условия НЭПа были весьма благоприятными и для кустарей: многие из них стали увеличивать производство товаров и услуг. По данным финансовых органов, во второй половине 1920­х годов доходы населения Ленинградской губернии от промыслов составляли до 30% совокупного дохода крестьянской семьи.

Политика НЭПа способствовала и быстрому оживлению промышленной жизни. Были восстановлены многие предприятия, часть мелких предприятий вернули их прежних владельцам, часть сдали в аренду частным лицам и товариществам. Началось и строительство новых предприятий. По данным на 1 октября 1926 года в Ленинградской губернии работало 133 завода и фабрики, причем в среднем на одно предприятие приходилось двести рабочих.

В 1926 году вступила в строй Волховская ГЭС – один из первенцев в осуществлении Государственного плана электрификации России. В том же году состоялась закладка Сясьского комбината, спустя два года он вступил в строй. Он стал первым в стране предприятием целлюлозно­бумажной промышленности с законченным циклом производства. В 1927 году начали строить Свирскую ГЭС.

ДОЛОЙ КРЕСТИНЫ, ДАЕШЬ «ОКТЯБРИНЫ»!

Ленинградская губерния по своему составу была многонациональной и многоконфессиональной. Преобладало, конечно, русское население. Из других национальностей на первом месте были финны – 161,9 тыс., дальше шли эстонцы (72,9 тыс.), поляки (41 тыс.), немцы (36,1 тыс.), латыши (18,5 тыс.), а также карелы, вепсы и др.

Принципы равноправия наций и их право на самоопределение, провозглашенные действовавшей тогда Конституцией РСФСР 1918 года, на территории нашего региона выразились в возникновении национальных районов и национальных сельсоветов. Они могли создаваться в том случае, если 66% населения данной территории составляли представители какой­либо нерусской народности или нескольких национальных меньшинств.

К началу 1930­х годов на территории Ленинградской области существовало четыре национальных района: два из них финские – Куйвозовский (затем Токсовский) и Александровский (впоследствии Полярный), а также вепсский Винницкий и «многонациональный» (зыряне, лопари, ненцы) Ловозерский в Мурманском округе.

В губернии действовали национальные школы (финские, немецкие, эстонские и др.), а также пять педагогических техникумов, где готовилось учительские кадры для национальных школ. Политика развития национальных сельсоветов и районов продолжалась в Ленинградской области и в начале 1930­х годов. Однако в середине того же десятилетия политика резко изменилась: власти повели борьбу с национально­культурными автономиями, называя их чуждыми проявлением «контрреволюционного буржуазного национализма»…

Эпоха 1920­х годов стала для Ленинградской губернии, а затем и области, временем «культурной революции». К концу 1920­х годов была восстановлена существовавшая ранее сеть школ, стали открываться новые. Тем не менее, даже в самом конце 1920­х годов в сельских районах Ленинградской области уровень грамотности составлял 48,4%, то есть почти половина населения оставалась неграмотной. В мае 1930 года президиум Ленинградского облисполкома принял постановление об организации единого руководства работой по ликвидации неграмотности.

Областной штаб «культпохода» разработал план полной ликвидации неграмотности. Комсомол развернул движение молодежи под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». Итогом стало введение всеобщего начального образования: в 1931­1932 годах в школы вовлекли 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет, подлежащих обучению.

Однако самой главной составляющей «культурной революции» являлась борьба за «новый быт». Его всячески противопоставляли старому: вместо крестин пытались ввести «октябрины», вместо венчания – комсомольские свадьбы. В жизнь деревни активно внедрялись новые праздники – годовщины Октябрьской революции, день пролетарской солидарности 1­го мая, Международный женский день. Плюс ко всему ­ воинствующее безбожие.

1929­й год ознаменовался «великим переломом» ­ окончательным отказом от НЭПа, курсом на ускоренную индустриализацию и коллективизацию. Трудности в реализации нового курса руководства страны власти объясняли происками внутренних врагов, «предателей», «вредителей» и т.п. Жертвой развернувшейся кампании по борьбе с «вредительством» стали тысячи высококвалифицированных специалистов в области экономики.

Год «великого перелома» стал временем начала политики «сплошной» коллективизации. Ее проводниками в стране выступили 25 тыс. «политически зрелых рабочих» с промышленных предприятий, мобилизованных партией. В Ленинградскую область партия отправила 650 «двадцатипятитысячников», из них 250 вскоре стали председателями колхозов, а 270 – заместителями председателей и бригадирами.

Создание колхозов было мучительным и драматическим. Крестьян загоняли в колхоз и кнутом, и пряником. В качестве кнута выступали репрессии (или их угроза) против самого крестьянина и членов его семьи, а в качестве пряника – снижение налогов для вступивших в колхоз.

По данным статистики, к концу 1929 года в Ленинградской области действовало 1664 колхоза, в которые вступило 36260 крестьянских хозяйств, что составляло 5,8% от всех хозяйств области. К началу 1932 года число колхозов увеличилось почти в десять раз и составило 11604, а сами хозяйства стали более крупными, чем первоначально. Процесс коллективизации составил 46%, на следующий год – 47%. Затем этот процесс продолжался, и к 1937 году действовало уже 12300 колхозов, на долю которых приходилось 98% всей обрабатываемой пашни области.

Помимо колхозов, создавались и совхозы – государственные хозяйства. Создавались машинно­тракторные станции (МТС), в 1937 году в области их действовало уже 128.

В ходе политики «раскулачивания» проводились массовые репрессии против «кулаков», «подкулачников» и вообще противников колхозов. В реальности удар наносился по зажиточным крестьянам и середнякам, и деревня лишалась крепких хозяев. По данным исследователей, в 1930­1931 годах из Ленинградской области было депортировано 8604 «кулацкие семьи», из них 5344 – на Кольский полуостров, 337 – на Урал, 1269 – в Западную Сибирь, 929 – в Восточную Сибирь и 725 – в Якутию.

РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Политика индустриализации в нашем регионе выразилась в решении наращивать промышленный потенциал Ленинграда, а для этого максимально использовать возможности и ресурсы Ленинградской области.

В 1930 году бюро Ленинградского обкома ВКП(б) приняло постановление «Об использовании сырьевых и энергетических ресурсов Ленинградской области». Важнейшую роль в разработке этого вопроса сыграла Академия наук СССР, до 1934 года находившаяся в Ленинграде. Основными направлениями нового промышленного строительства на территории Ленинградской области были сооружение электростанций, освоение добычи и переработки полезных ископаемых (сланцев, бокситов, торфа, строительного камня и песка), создание предприятий перерабатывающей промышленности, реконструкция старых и строительство новых заводов.

В 1931 году вступила в строй Дубровская ГРЭС (тепловая электростанция). В 1932 году начал работу Волховский алюминиевый завод, в сентябре на нем был получен первый в стране промышленный глинозем (окись алюминия). В 1933 году заработал первый агрегат Свирской ГЭС, давший ток предприятиям Ленинграда. В 1934­1935 годах вступили в строй еще три агрегата, и станция стала действовать на полную мощность – 109,1 тыс. киловатт.

В 1934 году состоялась закладка глиноземного завода, положившего начало современному городу Бокситогорску. Рядом с заводом строился поселок, которому в 1935 году Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил наименование «рабочий поселок Бокситогорск». Летом того же года был запущен опытный рудник на базе месторождений сланца около деревни Большие Поля, а 1 сентября на нем началась промышленная добыча сланца. Выросший рядом поселок строителей и шахтеров в декабре 1934 года получил название Сланцы.

На территории Ленинградской области шла активная добыча торфа, разрабатывались каменные и песчаные карьеры, строились лесохимические предприятия, кирпичные, стекольные, машиностроительные заводы.

В 1937 году валовой выпуск промышленных изделий на территории Ленинградской области (вместе с Ленинградом) в девять раз превысил уровень 1913 года и равнялся объему производства всей дореволюционной России. Индустриализация Ленинградской области меняла традиционный облик бывших уездных городов, приводила к созданию новых рабочих поселков.

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

К 90-летию Ленинградской области