|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Левада-Центр выяснил, что происходит с потребительскими настроениями россиян. Как оказалось, они продолжают ухудшаться – по сравнению с маем в июле индекс потребительских настроений снизился на 6%.
Россияне не верят в благополучное экономическое будущее. Они считают, что в ближайший год экономическая ситуация в стране лучше не станет, и это стало основным источником разрастания пессимизма и пересмотра сегодняшних планов покупок и потребительских расходов.
Еще в мае 31% опрошенных давали позитивные оценки экономических перспектив страны и в целом относились ко всему оптимистично. И, хотя оптимистов не уменьшилось, на 9% больше стало пессимистов – их теперь тоже треть от всех опрошенных.
Плохие ожидания – плохая покупательская активность. Люди все чаще приходят к выводу, что пока лучше воздержаться от покупок – в июне так ответили 31% опрошенных, тогда как ранее так считали только 19-25% людей. Это, считают социологи, приведет к снижению покупательского спроса.
Размышляя о своих семьях, россияне приходят к разным выводам – по сравнению с прошлыми годами возросло и количество пессимистов, и количество оптимистов. «В предыдущие два года примерно 55-60% респондентов не ожидали изменений в материальном положении своих семей в ближайший год, а в июле доля таких ответов снизилась до 45%, – пояснили в Левада-Центре. – 20% надеются на улучшения и 25% – опасаются ухудшений».
Социологи связывают ухудшение экономических ожиданий с планами по повышению пенсионного возраста и с решениями о повышении налогов. При этом особенно остро отреагировали не только люди старших возрастов, но и респонденты 25-55 лет. Только молодые люди – до 24 лет – остаются в «добром расположении духа».
Отметим, что опрос проводился с 19 по 25 июля, а поучаствовало в нем 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше – жителей 136 российских населенных пунктов.
Автор: Татьяна Туктамышева