Кингисеппский район


 1234567890

Культурные традиции

История и культура Кингисеппского района

Кингисеппский муниципальный район находится на юго-западе Ленинградской области. Географическое и историческое положение района уникально: он имеет морскую и сухопутную границу со странами ближнего и дальнего зарубежья, являясь одним из “окон в Европу”.

Кингисеппский муниципальный район – край с 600-летней историей. Эти земли издревле находились на пересечении водных и сухопутных дорог с Севера на Юг и с Запада на Восток. Древнейшими жителями являлись малочисленные финно-угорские племена – водь, ижора, чудь. Славяне начали селиться в бассейнах рек Нарвы и Луги с 5-6 веков.

Позднее территория района вошла в состав Великого Новгорода.

В конце 14 века новгородцы возвели новые крепости, разместив их ближе к границе. Основная линия обороны государства проходила по реке Луге, где и был возведен новый форпост – крепость Ям. В 1384 году новгородцы, как значится в летописи, «поставили город камен на реке Луге – Яму». Из Яма и вырос впоследствии город Ямбург.

В 1492 году царь Иван III решил укрепить и обустроить западную границу российского государства. На правом берегу реки Наровы на Девичьей горе, напротив Гермейского замка была заложена по тем временам мощнейшая 11-башенная крепость Ивангорода, занявшая 45 тыс. кв. метров. Под защитой внушительных стен жили не только воины гарнизона, но и горожане. Ивангородская крепость и сегодня является сердцем города и памятником архитектуры военно-оборонительного зодчества России 15-18 в.в. Второго подобного по единому замыслу, объему строительства и степени сохранности комплекса в России нет.

Ямбург после Северной войны Ямбург потерял значение форпоста России, а в начале XIX века крепость древнего Яма прекратила свое существование. Сегодня о ней напоминают лишь высокие земляные насыпи, основания каменных стен и башен на берегу реки и служивший когда-то рвом пруд. Главной достопримечательностью и символом города является Екатерининский Собор, возведенный на городской площади в конце XVIII века по проекту архитектора Ринальди.

В начале XVI века Ивангород стал первым русским портом на Балтике задолго до Петербурга. Через него проходила так называемая Ганзейская линия – торговый путь, связывавший Русское государство со странами Западной Европы.

В 1922 году Ямбург переименован в Кингисепп в честь эстонского коммуниста Виктора Кингисеппа. Во время Великой Отечественной войны город был почти полностью разрушен и получил второе рождение со строительством в начале 60-х гиганта химической индустрии «Фосфорита».

Богатое культурно-историческое наследие кингисеппской и ивангородской земель представлено множеством архитектурных памятников, а о погибших в годы гражданской и отечественной войн напоминают мемориальные комплексы, установленные в городе и районе.

[13.10.09] Эта осень стала настоящей весной в культурной жизни коренных народов

Сразу два крупных события ознаменовали эту осень для коренных народов, проживающих в Ленинградской области, - води, ижоры, ингерманландских финнов, вепсов. В начале осени в Усть-Луге прошли Дни коренных народов, чуть позднее - тоже на Кингисеппской земле - прошел III Международный молодёжный фольклорный фестиваль "Нойжема кайгия шуввама" ("Будем любить всех").

На Днях коренных народов побывала наш корреспондент Елена Швецова. Сегодня она делится впечатлениями в репортаже на страницах «Вестей».

Под солнцем на зеленой поляне Кракольского школьного стадиона, словно цветы, зацвели национальные костюмы малых народов Северо-Запада. Гости праздника окружили самодеятельных артистов, и грянула задорная песня на незнакомом многим языке. Фольк-группа «Корпи» молодых ижор открыла праздник.

Хор этот очень знаменитый. Четыре года назад группа выпустила диск Inkerin kaiku, включивший в себя 17 старинных песен ижор и финнов. А всего «Корпи» выступили более 120 раз в Москве, Петербурге, Петрозаводске, Твери, в Эстонии и Финляндии. После такого мощного зачина праздник получил особую энергетику и заполнил яркий осенний день радостью и гостеприимством. 

Кроме демонстрации художественного творчества он очень четко показал взаимодействие национального движения и административных структур, помогающих развиваться национальной самобытности этих людей.

Председатель Комитета по печати и связям с общественностью Владимир Угрюмов говорил о поддержке, которую оказывает сегодня Правительство области коренным народам региона, - многие конкретные факты его слова подтверждают. Глава администрации Усть-Ижорского сельского поселения Владимир Зябкин, по рождению принадлежащий также к малым народам, поздравляя земляков, объявил, что выделены специальные средства исключительно на развитие проекта, связанного с коренными народами. И никуда эти деньги, кроме как по прямому назначению, использованы не будут. Представители «Компании Усть-Луга» приехали на праздник с мешками подарков и почетными дипломами, которыми они наградили активистов национального движения.

Оно становится еще более очевидным после того, как в ходе Дней малых народов был проведен также и научный «круглый стол» на тему «Проблемы сохранения национальных традиций коренных народов Ленинградской области и перспективы их развития». С основным докладом выступила директор Центра коренных народов, кандидат наук Ольга Игоревна Конькова.

Яркий, веселый, щедрый и очень музыкальный получился праздник. И теперь уже - это очевидно для каждого, знающего проблему, - развитие малых народов нашей области не остановить.

* * *

Кроме общественной, социальной стороны возрождения существует еще немаловажный нравственный аспект. А разве всякий народ не начинается со своих, только ему присущих, национальных особенностей и черт? И в случае малых народов налицо особенности личностного склада, характера, отношения с окружающим миром. Как отмечают специалисты, они и выдержаны, спокойны, долго принимают решение, основательно оценивают ситуацию, но если уж решаются, то с этого пути не свернут. Эти народы невероятно трудолюбивы - иначе бы не смогли на протяжении стольких веков продержаться на скудных северных землях и обрабатывать, засевать их.

Трудолюбие это имеет и еще один - семейный - аспект. Пожилые люди, бабушки на девятом десятке физически не могут сидеть без дела. Труд сызмальства - основа их жизни. Для старых - это не в тяжесть, с одной стороны, и не тупое занятие, с другой, - своего рода хождение вперед. Ольга Конькова рассказывает, как у ижор прежде всего ценится человек - совсем не абстрактно. Мерило его - качество работы. Одна женщина, к примеру, ткет замечательные половики, другая прекрасно вяжет, третья - готовит необыкновенные, нередко уже и позабытые национальные блюда. Холодный, выдержанный разум ижоры приобрели, так как промышляли рыбным промыслом. А труд на море требует особого терпения.

У ингерманландских финнов вторая ценность после Бога - земля. На скудных землях они умели получать урожаи значительно выше, чем у соседей. К земле они относились как к члену семьи. 

Так каждый малый народ передает нам уникальный опыт выживаемости. И это - общечеловеческая ценность.

Ольга Игоревна Конькова рассказала о национальных блюдах, которые не встречаются в меню других народов. У ижор - салака на кочерге - «по-быстрому». А в нижней Луге - особый пирог. Снизу капуста, сверху - рыба. А еще есть старое водское блюдо - мяхчя - сложнозапеченные ягоды с мукой.

Слушаешь про эти яства, любуешься переливающимися на солнце бисером, бусами, лентами, платьями и думаешь - почему до сих пор никто из бойких предпринимателей, держащих нос по потребительскому ветру, не догадался открыть в Питере кафе с такими блюдами? Хорошая реклама - и от любителей чего-то совсем экзотического, незнакомого, отбою бы не было. Тем более, нарядись официанты в непривычные для обычного глаза национальные костюмы. Одни головные уборы на певцах из детских и взрослых хоров чего стоят! У ижор это высокие вышитые в различной технике цветные шапочки. В 20-х годах еще в газетах можно было встретить описание головных женских уборов, которые носили в Сойкинской волости, - белые, они раздувались, как паруса. Но уже тогда эта «экзотика» осуждалась - когда все одеты одинаково, может, и думать станут, «как положено»? Островерхие, расшитые бисером головные уборы, которым нет аналогов в других национальных костюмах - древний угро-финский наряд, который когда-то можно было наблюдать и в Поволжье. Когда говорят, что национальные хоры малых народов выступают не только в России, но и за рубежом, то непременным впечатлением становится особый, мало похожий на одежду других народов, сохраненный на протяжении многих веков костюм...

А пока под окнами Кракольской школы один хор сменяет другой: взрослый - детский и наоборот. 

Поют в хорах вполне конкретные представители малых народов - люди образованные, осознавшие необходимость возрождения своей национальной культуры. Между прочим, в это трудно поверить, но в конце ХIХ века у ижор, которых тогда насчитывалось около 20 тысяч человек, ученые-фольклористы насчитали ...145 тысяч песен! Легче, рассказывают хористы, петь, если родные слова вдруг возвращаются к тебе будто ниоткуда - они сохранялись на генном уровне.

* * *

Несмотря на то, что при переписи прибалтийско-финского народа води, его численность оставляла 73 человека, жители деревень Лужицы и Краколье сохраняют свой язык. Он, между прочим, занесен в Красную книгу исчезающих языков. А по летописям водь известна с 1069 года! Трудно представить, зная цифры переписи, что еще в папских буллах с ХII века упоминалась и водь, и Водская земля (Ватланд).

Но теперь в соседней с Кракольем деревне Лужицы проходит «Лужицкая складчина» - Праздник деревни. Он связан с письменным упоминанием води в книгах 1500 года.

* * *

На празднике в Краколье, о котором мы рассказываем, совсем молодая учительница местной школы Марина Петрова вывела на сцену свою детскую группу водского ансамбля «Линнуд». По-русски, «птички». Эти «птички» в национальных нарядах пропели громкие водские песни и всякий раз после очередного номера получали бурные аплодисменты.

В песне "На качелях" поется:

Лицом к солнцу,

Как хорошо в нашей деревне...

А старшее поколение? Пожилые женщины также в национальных костюмах, ждавшие своей очереди на самодельную сцену, рассказывали.

Любовь Васильевна Николаева из д. Горки:

- Сама я - русская, но с большим удовольствием пою в хоре ижор. И костюм у меня соответствующий. У нас есть общество «Шойкула», и наш хор носит название «Сойкинские напевы». Нас поддерживает Комитет по культуре области. Каждое лето в п. Вистино проводятся национальные праздники.

По-настоящему языка ижор я не знаю, потому записываю слова на бумажке, и тогда петь мне легко.

Зинаида Романовна Травникова - библиотекарь Горковской сельской библиотеки. Ижорка по отцу, зная родную речь, переводит книги на свой язык.

- В последние годы, - рассказывает, - ловлю себя на том, что и думать начинаю на ижорском языке. Это при том, что в детстве редко слышала ижорскую речь. К нам даже из Московского университета ученые приезжали - встречались в 80-летними бабушками, носительницами языка. Если вернем язык - вернем и культуру.

* * *

К сказанному остается добавить, что не менее ярким и насыщенным стал III Международный молодёжный фольклорный фестиваль "Нойжема кайгия шуввама" ("Будем любить всех"). В фестивале участвовали 10 творческих коллективов, в состав которых входят вепсы, ижоры, водь - малочисленные народы области. Фестиваль продлился три дня, в течение которых состоялись концерты, в том числе и в сельских поселениях Кингисеппского муниципального района.

|18.06.2009| Празднование 625-летия города Кингисеппа и Дня России

12 июня 2009 года в городе Кингисеппе проходили торжества, посвященные сразу двум событиям - 625-летию со дня основания города и государственному празднику - Дню России.

По этому случаю, в праздновании приняли участие кингисеппцы, гости из эстонского города-побратима Йыхви, Санкт-Петербурга, городов Ленинградской области - Сосновый Бор, Сланцы, Луга.

Правительство Ленинградской области представлял председатель Комитета по культуре Богуш Владимир Борисович. 

Приятным сюрпризом для всех стало участие в мероприятии почётного гостя, представителя от Ленинградской области - депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, члена фракции «Единая Россия», первого заместителя председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Петрова Сергея Валерьевича.

Празднования начались с авиа-шоу, на котором своё мастерство продемонстрировали пилоты Кингисеппского авиаклуба.

Далее, на праздничном шествии, радовали своим разнообразием оформления колонны предприятий, общественных организаций и учреждений города. Открывала шествие колонна от местного отделения ВПП «Единая Россия».

Торжественное открытие и концерт эстрадных исполнителей из Санкт-Петербурга прошли на верхней площадке Парка Культуры и Отдыха.

Закончилось празднование в час ночи большим салютом.

|28.05.2009| Город начинается с храма

23 мая в поселке Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области прошли торжества, посвященные празднику святителя Николая, покровителя моряков. Здесь, в торжественной атмосфере прошло освящение второго купола и креста возводимого храма Святой Троицы с приделом Николая Чудотворца. Торжества ознаменовали собой начало завершающего этапа строительства храма, которому суждено стать жемчужиной храмовой архитектуры Северо-Запада и еще одним центром православного служения на Балтике.

Так уж издревле повелось на Руси — прежде чем заложить новый город, на высоком видном месте возводился храм. Именно Дом Божий давал новую жизнь территории, собирал вокруг себя людей, служил оплотом их веры и нес свет новому городу.

История возведения храма Святой Троицы с приделом святого Николая Чудотворца неразрывно связана с развитием в Лужской губе Финского залива на территории Ленинградской области морского торгового порта Усть-Луга, которому суждено стать крупнейшим российским портом на Балтике. Активно развивающийся торговый порт на Балтике уже становится символом возрождения экономической мощи нашего государства на его Северо-Западных рубежах. Для нынешних и будущих работников, для тех, кто живет вблизи порта, планируется построить новый город. И первым зданием нового города портовиков станет храм Святой Троицы с приделом святого Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей.

Торжества, прошедшие в минувшую субботу в районе строящегося морского торгового порта Усть-Луга, стали очередным этапом благотворительного проекта Центра национальной славы «Храм морской славы России», реализуемого по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Организаторы и попечители строительства храма Святой Троицы, все неравнодушные к судьбе православной духовности Северо-Запада России люди собрались у стен строящегося храма, чтобы сопричастно присутствовать при освящении второго купола и креста возводимой святыни.

Перед началом чина освящения перед собравшимися было зачитано праздничное обращение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в котором владыка отметил: «Освещая крест, который будет вознесен на купол храма, мы молимся о том, чтобы храм сей стал еще одним светочем православия здесь, у западных рубежей нашей Отчизны, на балтийском берегу, где идет сооружение новых современных морских ворот России, светочем, духовно указующим и руководящим нас на нашем пути к спасению». После этого чин освящения второго купола и креста строящегося храма Святой Троицы совершил преосвященнейший епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской митрополии Маркел.

Особую историческую роль, которую предстоит сыграть порту Усть-Луга на Балтике и важности возводимого храма подчеркнул в своем обращении и генеральный директор ОАО «РЖД», президент Центра национальной славы «Храм морской славы России» Владимир Якунин: «Усть Луга — это единственный за последние 70 лет российский порт, построенный «с нуля». Он возник даже не в чистом поле, а в чистом болоте» Владимир Якунин напомнил, как после распада СССР один из самых одиозных американских русофобов Збигнев Бжезинский писал в своих записках: «Россия сгинет во тьме и во льдах. Основные ее порты оказались в других государствах». Но история посмеялась над его пророчествами. «Всегда присутствовала вера в то, что Россия была, есть и будет морской державой», отметил Владимир Якунин. «И всегда были люди, которые не жалея сил и средств делали все, чтобы сохранить морское величие Родины. Знаете, было время, когда никто не верил в то, что здесь будет порт. И никто не предполагал, что здесь будет храм. Но сейчас уже не может быть сомнений: и порту, и храму — быть».

Нужно сказать, что в настоящий момент уже закончена кирпичная кладка храма Святой Троицы с приделом святого Николая Чудотворца, а также завершены работы по возведению кровли, установлен центральный позолоченный купол. А как уверил председатель Совета директоров ОАО компания «Усть-Луга», председатель организационного комитета по содействию строительству храма Валерий Израйлит, уже в этом году будут закончены общестроительные работы, воздвигнуты четыре креста и четыре купола. Будет сделано все, что требуется для благоустройства территории, а также начнется строительство домика священнослужителя. «Это место станет духовным стержнем территории, бурно развивающейся здесь, — подчеркнул Валерий Израйлит. — У нового города будет свое лицо и свой дух. И оплотом этого духа станет храм Святой Троицы с приделом Николая Чудотворца».

Нужно сказать, что главной святыней возводимого храма станет икона с ликом святителя Николая Чудотворца, которая в минувшем году была освещена на мощах всечтимого святого в итальянском городе Бари. Паломническая поездка туда была организована усилиями Центра национальной славы и организационным комитетом по содействию строительству храма Святой Троицы с приделом Николая Чудотворца. Икона эта уже сегодня является святыней, она хранит частицу мощей святителя Николая, переданную председателю приходского совета возводимого храма Галине Израйлит.

Конечно сейчас, когда Россия вместе со всем остальным миром переживает кризисные времена, зачастую средства на строительство найти бывает непросто. Однако, как уверяют члены организационного комитета по содействию строительству храма Святой Троицы с приделом Николая Чудотворца, строительство будет закончено в срок. «Конечно, финансировать трудно», признается член организационного комитета, председатель Северо-Западного банка Сбербанка России, являющегося официальным спонсором строительства, Алексей Логинов. «Сейчас мы вынуждены урезать многие программы по спонсорству и благотворительности. Зачастую заниматься благотворительностью сложно психологически. Но, тем не менее, в этой программе мы участвуем, не смотря на трудности».

«Я очень благодарен тем людям, тем компаниям, которые продолжают сотрудничать с нами, являются благотворителями этой программы, — подчеркнул в своем обращении председатель Совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит. — Совершенно очевидно, что мы не прекратим, не заморозим это строительство. Храм будет открыт в срок, в следующем году».

Сергей ХАКИМОВ