Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
9
13 16
2223
2930
             


 1234567890

Уполномоченный по правам ребенка

Тамара Литвинова: «Побороть социальное сиротство можно только сообща»

30.11.2023 12:19

Тамара Литвинова: «Побороть социальное сиротство можно только сообща»

Это негативное явление в 47 регионе с 2021 года резко заявило о себе. О причинах и способах борьбы с ним говорили на расширенном заседании коллегии областной прокуратуры, в котором участвовала и Уполномоченный по правам ребенка в Ленобласти Тамара Литвинова. 

– Тамара Александровна, давайте начнем с цифр. Что говорит статистика по поводу социального сиротства в нашем регионе? 

– Прежде всего разберемся, что такое социальное сиротство или социальные сироты. Есть два понятия: дети-сироты – это дети, у которых погибли родители или один родитель; и социальные сироты – у них мама и папа живы, но лишены родительских прав, из-за чего дети остаются без родительского попечения.

Анализ деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления нашего региона показывает, что в 2021 году начался резкий рост всех параметров социального сиротства, который продолжился и в 2022 году. Так, за прошлый год выявлен 521 несовершеннолетний без попечения родителей, что на 25% больше, чем двумя годами ранее и почти на 8% выше 2021 года. Хотя в 2020 году этот график значительно снизился.

Что касается девяти месяцев текущего года, число родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах, несколько сократилось. Предположительно, к концу декабря выявленных социальных сирот будет меньше, чем в предыдущие два года. Очевидно, что субъектам профилактики удается налаживать работу. Я привела данные в целом по региону, хотя в ряде муниципальных образований количество сирот все еще превышает показатель 2022 года. 

– В чем, на Ваш взгляд, причины этого негативного явления? 

– Рост социального сиротства свидетельствует о неэффективности принимаемых в Ленинградской области мер профилактики. Тревожит то, что сохранить ребенку биологическую семью все чаще становится невозможным, и детей передают на попечение государства, в приемные семьи, под опеку и попечительство. Ответственные организации вовремя не включаются в комплексную работу с семьями, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждаются в помощи государства. К сожалению, такие структуры зачастую разобщены, их в должной мере не координируют муниципальные комиссии. Во многих случаях сохранить биологическую семью, которую своевременно не признали находящейся в социально опасном положении, бывает слишком поздно. Протягивать руку помощи наиболее эффективно на раннем этапе семейного неблагополучия. 

– Какие органы и учреждения должны всем этим заниматься? 

– По закону, это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты, местного самоуправления, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, служба занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительской системы.

Как видите, существует целая армия организаций и учреждений, или как принято их называть, субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Каждый из них выполняет свою функцию, решает конкретные задачи, работает с семьями, с несовершеннолетними. Должен работать…

Координируют их деятельность муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они же принимают постановления, утверждают комплексные планы мероприятий, контролируют их выполнение. 

– Возможно ли, по-Вашему, преодолеть социальное сиротство? 

– При большом желании и четком взаимодействии всех структур – да. Один из приоритетов моей работы, как уполномоченного по правам ребенка в 47 регионе – защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К примеру, ежегодно я исследую сферу социального сиротства и преступности несовершеннолетних. Полученные данные позволяют правильно оценить ситуацию и выявить проблемные вопросы. Результаты мониторинга находят отражение в докладах «О соблюдении прав и законных интересов ребенка».

Надо отдать должное – органы власти стараются оптимизировать работу в этой сфере, но ряд вопросов требует дальнейшей проработки. Мы с вами знаем, что право жить и воспитываться в семье – одно из важнейших прав ребенка. Но чтобы его реализовать, нужно создавать условия, своевременно выявлять нарушения, вести профилактическую работу, адресно поддерживать нуждающиеся семьи. А при необходимости – принимать меры по устройству детей на воспитание в семьи граждан.

По итогам совещания на тему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мы рекомендовали руководителям муниципальных районов сделать межведомственное взаимодействие более понятным и динамичным.  

В этой связи хочу отметить, что с 1 января нынешнего года органы опеки и попечительства перешли в ведение комитета по соцзащите населения Ленинградской области. Подчиняясь одному ведомству, такие органы будут эффективно сотрудничать с учреждениями социальной защиты. В итоге помощь семьям и детям должна стать более оперативной.   

Но есть еще один негативный момент. В большинстве случаев разрабатываемые планы по работе с семьей носят формальный характер и не отражают индивидуального и комплексного взгляда. Поэтому такой подход необходимо пересмотреть.

В основе социального сиротства всегда лежит семейное неблагополучие. Только сообща мы сможем наладить отношения родителей с детьми, эффективно помогать им в социализации, а в конечном итоге сохранить семьи.     

Беседовал Михаил Козлов   

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Уполномоченный по правам ребенка



 
Во время посещения данного сайта, сайт может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, собираемых посредством метрических программ и принимаете условия.