|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Это негативное явление в 47 регионе с 2021 года резко заявило о себе. О причинах и способах борьбы с ним говорили на расширенном заседании коллегии областной прокуратуры, в котором участвовала и Уполномоченный по правам ребенка в Ленобласти Тамара Литвинова.
– Тамара Александровна, давайте начнем с цифр. Что говорит статистика по поводу социального сиротства в нашем регионе?
– Прежде всего разберемся, что такое социальное сиротство или социальные сироты. Есть два понятия: дети-сироты – это дети, у которых погибли родители или один родитель; и социальные сироты – у них мама и папа живы, но лишены родительских прав, из-за чего дети остаются без родительского попечения.
Анализ деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления нашего региона показывает, что в 2021 году начался резкий рост всех параметров социального сиротства, который продолжился и в 2022 году. Так, за прошлый год выявлен 521 несовершеннолетний без попечения родителей, что на 25% больше, чем двумя годами ранее и почти на 8% выше 2021 года. Хотя в 2020 году этот график значительно снизился.
Что касается девяти месяцев текущего года, число родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах, несколько сократилось. Предположительно, к концу декабря выявленных социальных сирот будет меньше, чем в предыдущие два года. Очевидно, что субъектам профилактики удается налаживать работу. Я привела данные в целом по региону, хотя в ряде муниципальных образований количество сирот все еще превышает показатель 2022 года.
– В чем, на Ваш взгляд, причины этого негативного явления?
– Рост социального сиротства свидетельствует о неэффективности принимаемых в Ленинградской области мер профилактики. Тревожит то, что сохранить ребенку биологическую семью все чаще становится невозможным, и детей передают на попечение государства, в приемные семьи, под опеку и попечительство. Ответственные организации вовремя не включаются в комплексную работу с семьями, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждаются в помощи государства. К сожалению, такие структуры зачастую разобщены, их в должной мере не координируют муниципальные комиссии. Во многих случаях сохранить биологическую семью, которую своевременно не признали находящейся в социально опасном положении, бывает слишком поздно. Протягивать руку помощи наиболее эффективно на раннем этапе семейного неблагополучия.
– Какие органы и учреждения должны всем этим заниматься?
– По закону, это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты, местного самоуправления, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, служба занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительской системы.
Как видите, существует целая армия организаций и учреждений, или как принято их называть, субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Каждый из них выполняет свою функцию, решает конкретные задачи, работает с семьями, с несовершеннолетними. Должен работать…
Координируют их деятельность муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они же принимают постановления, утверждают комплексные планы мероприятий, контролируют их выполнение.
– Возможно ли, по-Вашему, преодолеть социальное сиротство?
– При большом желании и четком взаимодействии всех структур – да. Один из приоритетов моей работы, как уполномоченного по правам ребенка в 47 регионе – защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К примеру, ежегодно я исследую сферу социального сиротства и преступности несовершеннолетних. Полученные данные позволяют правильно оценить ситуацию и выявить проблемные вопросы. Результаты мониторинга находят отражение в докладах «О соблюдении прав и законных интересов ребенка».
Надо отдать должное – органы власти стараются оптимизировать работу в этой сфере, но ряд вопросов требует дальнейшей проработки. Мы с вами знаем, что право жить и воспитываться в семье – одно из важнейших прав ребенка. Но чтобы его реализовать, нужно создавать условия, своевременно выявлять нарушения, вести профилактическую работу, адресно поддерживать нуждающиеся семьи. А при необходимости – принимать меры по устройству детей на воспитание в семьи граждан.
По итогам совещания на тему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мы рекомендовали руководителям муниципальных районов сделать межведомственное взаимодействие более понятным и динамичным.
В этой связи хочу отметить, что с 1 января нынешнего года органы опеки и попечительства перешли в ведение комитета по соцзащите населения Ленинградской области. Подчиняясь одному ведомству, такие органы будут эффективно сотрудничать с учреждениями социальной защиты. В итоге помощь семьям и детям должна стать более оперативной.
Но есть еще один негативный момент. В большинстве случаев разрабатываемые планы по работе с семьей носят формальный характер и не отражают индивидуального и комплексного взгляда. Поэтому такой подход необходимо пересмотреть.
В основе социального сиротства всегда лежит семейное неблагополучие. Только сообща мы сможем наладить отношения родителей с детьми, эффективно помогать им в социализации, а в конечном итоге сохранить семьи.
Беседовал Михаил Козлов