20 ноября исполняется 25 лет принятия Конвенции о правах ребёнка Организации Объединённых Наций. Это основополагающий документ в вопросах охраны прав и интересов детей, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обеспечить свою защиту.
Для конкретизации положений Конвенции о правах ребёнка в России на федеральном и региональном уровнях издано немало нормативно-правовых актов, защищающих права детей.
Защищая права ребёнка, необходимо, с одной стороны, учитывать мнение самих детей, а с другой, не забывать формировать у подрастающего поколения понимание не только своих прав, но и обязанностей. Для достижения этих задач был организован конкурс детских сочинений-эссе «Наши права и обязанности». Организаторами конкурса стали Уполномоченный по правам ребёнка в Ленинградской области, Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и Ленинградское областное отделение Российского детского фонда.
25 октября завершился районный этап конкурса «Наши права и обязанности» во всех районах Ленинградской области Сосновоборском городском округе. 6 работ из каждого района направлены членам областного жюри.
20 ноября в Ленинградском Государственном Университете им. А.С. Пушкина будет проводиться торжественное подведение итогов конкурса.
Леноблинформ публикует некоторые детские работы, прошедшие в финал конкурса.
Дом, где никто не чувствует себя чужим
Литературное эссе на тему «Наши права и обязанности»
Петряева Дарья Владимировна, 11 лет,
д. Кисельня Волховского района,
МОБУ «Кисельнинская средняя школа», 5 класс
Я живу в деревне со сказочным названием Кисельня. Деревня моя небольшая, но она является частичкой огромной России, каждый житель которой имеет свои права и, конечно, должен выполнять свои обязанности.
Когда же даются права человеку? Сразу же, как только я родилась, у меня появилось право на жизнь. Мне дали имя, мама прописала меня в своей квартире, и я стала гражданкой Российской Федерации.
В своей семье мы живем дружно, мама прислушивается к моим просьбам и во всем мне помогает. Но я имею право на уважение не только со стороны своих родственников, но также и других людей, которые меня окружают.
К сожалению, некоторые родители не заботятся о своих детях, и эту обязанность взяло на себя государство. Но я бы хотела, чтобы все ребята жили с мамами и папами, потому что их все равно никто не заменит!
В школе, где я учусь бесплатно, учителя и другие работники делают все, чтобы нам было приятно приходить в этот дом, чтобы мы хорошо учились и развивали свои таланты. Многие ученики нашей школы занимаются спортом, и для них каждый день проводятся спортивные секции. Другие любят рисовать, петь, что-то мастерить... Каждому ребенку дано право на выбор кружка по своему увлечению и в школе, и местном Доме Культуры.
По четвергам у нас проводится классный час. Там мы решаем разные вопросы, и каждый может высказать свое мнение. А старшеклассники входят в Совет школы, и наравне со взрослыми решают школьные проблемы.
В начале учебного года из школьной библиотеки нам выдаются учебники. Я стараюсь беречь книги, ведь по ним будут заниматься и другие дети после меня.
В каждой школе есть столовая, где можно позавтракать, пообедать и купить вкусную выпечку. Зарплата у мамы небольшая, поэтому я питаюсь бесплатно.
Если я заболею, то мне бесплатно окажут медицинскую помощь. В прошлом году я пролечилась в Колчановском санатории, где было много детей из разных мест России, и после него не болела весь год.
Деревня наша стоит на центральной трассе, поэтому к нам на жительство приезжает много людей из разных государств: Узбекистана, Азербайджана, Украины, Армении... Взрослые работают, а дети учатся вместе с нами. Поэтому наша школа - многонациональный дом, в котором всем уютно и никто не чувствует себя чужим. А это потому, что мое государство дает права и защиту всем, кто готов по-доброму жить и трудиться на нашей земле.
Я всегда чувствую защиту со стороны взрослых: мамы, наших родственников, учителей, соседей. Кроме того, я могу обратиться со всеми сложными вопросами по телефону к Уполномоченному по правам ребенка. А номер телефона есть на школьном стенде и записан в моем дневнике.
Права всех детей отражены в очень важном документе, который называется "Конвенция о правах ребенка".
Пока, я думаю, прав у меня больше, чем обязанностей. Но когда я вырасту, буду честно работать в своем государстве. А для этого сейчас должна хорошо учиться, беречь то, что дает мне страна бесплатно, быть трудолюбивой, ответственной. Дома помогать маме и бабушке. А еще мне хотелось бы, чтобы все люди были честными и добрыми, чтобы не было войн. Тогда все дети будут защищены, смогут жить и учиться в своей стране и не искать убежища в других государствах.
Права ребенка – это права человека
Литературное эссе на тему «Ребенок-это тоже человек»
Коняхина Ирина Владимировна, 16 лет,
г. Волхов,
МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №1», 10 класс
Всё лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Когда на свет появляется ребенок, говорят: «Родился новый человек». Человек, то есть равноправный член общества. Но проходит совсем немного времени, и взрослые этому человеку начинают говорить: «Ты должен! Ты обязан!» Как часто, будучи маленькими, под напором требований со стороны родителей, мы говорим себе: «Вот вырасту большим и не буду заставлять других делать что-либо, если они этого не хотят». Но, сами того не замечая, спустя всего лишь несколько лет, мы говорим эти слова: «Ты обязан! Ты должен!» своим младшим братьям, а потом, наверное, будем говорить своим детям. Но почему мы говорим: «Ты должен! Ты обязан!» и никогда не говорим: «Ты имеешь право»? Почему мы так часто забываем, что дети имеют не только обязанности, но и права?
Права ребенка – это права человека. Это права, которые действуют для всех, независимо от возраста, пола, национальности. Ребенок во многом имеет те же самые права, что и взрослый. Когда говорят о правах ребенка, подразумевают общечеловеческие права. Ведь именно права человека делают нас людьми. Наши права – те принципы, благодаря которым мы ощущаем своё человеческое достоинство.
На мой взгляд, тема «права и обязанности детей» очень важна для каждого ребенка. С юридической точки зрения, ребенком является человек, не достигший 18 лет. До достижения этого возраста у человека еще недостаточно опыта и самостоятельности для самозащиты своих прав. Поэтому, я считаю, что каждому ребенку следует знать, что ему дозволено законом и что он обязан делать.
Права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Так, например, у ребенка есть право на образование и обязанность ходить в школу. Каждый ребенок обязан быть вежлив со старшими людьми: родителями, учителями и т.д. Эти и многие другие обязанности должны выполнять дети. В тоже время государство и различные правозащитные органы обязаны следить за осуществлением прав ребенка.
Я считаю, что в современном мире очень остро стоит проблема ущемления и нарушения прав детей. Огромное количество детей живут в условиях насилия, эксплуатации и жестокого обращения. Во всем мире стараются найти решение данных проблем.
Существуют различные правовые документы, определяющие права детей. Примером такого документа является Конвенция о правах ребенка. В этой Конвенции прописаны такие права ребенка, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей, право на образование, право на выражение своих взглядов.
Каждое правовое государство старается обеспечить выполнение этих прав. Также в Конвенции прописано о том, что государство обязано помогать родителям и опекунам. Такой помощью, например, могут служить различные социальные пособия.
Проблема защиты прав детей очень актуальна на сегодняшний день в Российской Федерации. И огромное количество людей небезразлично к этой проблеме. Об этом могут свидетельствовать многочисленные акции против абортов, празднование таких праздников, как Международный день защиты детей и Всемирный день ребенка.
В конце своего сочинения хотела бы сказать, что тема прав и обязанностей детей очень заинтересовала меня, я задумалась о способах решения проблемы ущемления прав детей.
Я пришла к очень простым выводам. Чтобы права ребёнка были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы ребёнок знал о них и умел себя защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность.
Государство – это все мы!
Литературное эссе на тему «Наши права и обязанности»
Катков Антон Юрьевич, 16 лет,
г.Волхов,
МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №5»,
10 «а» класс
Каждый из нас, граждан Российской Федерации, имеет права и обязанности. Мы имеем право работать, отдыхать, иметь семью, имеем право на защиту и неприкосновенность своего жилища, право на свободу своих мыслей и на открытое их выражение. Все эти и многие другие права закреплены за нами в основном законе – Конституции.
Мы имеем право достойно прожить свою жизнь, прожить её так, как мы сами этого захотим. Мы имеем на это право, потому что Российская Федерация - это свободная страна. Страна, где мы можем рассчитывать на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести.
Но за всё нужно платить. Каждый из нас, являясь частью этой великой страны, обязан отдавать ей свой долг. Кто защищает нашу державу от напора других государств? Из каких денег выплачиваются пенсии и пособия старикам и иждивенцам? За счет чего открываются новые детские сады и ремонтируются школы? Все это - заслуга тех, кто, являясь честными гражданами, работают, ответственно исполняют свои обязанности и не совершают проступков и преступлений. Конечно, сегодня есть те люди, которые не всегда довольны своей заработной платой, своей жизненной ситуацией и тем, что их окружает. Но нужно помнить, что достойная жизнь начинается, в первую очередь, с каждого из нас. От того, как мы относимся к учебе, к работе, как заботимся о своих детях и стариках, как мы понимаем свои права и обязанности. Государство – это все мы!
Самое важное право для человека – это право на жизнь. И никто не может посягать на это право.
Помимо права на жизнь у него есть свобода. Свобода приобретается у человека также, с рождения. Казалось бы, свобода - это не то, что может дать государство, а то, что находится у человека в сердце. Но каждый день в какой-либо стране люди отстаивают своё право быть свободными, право быть услышанными. Тогда жизнь и свобода сливаются воедино.
А еще рядом стоит ответственность. За свои слова, поступки, за своих близких. Ответственность человека за свою гражданскую позицию. Ответственность государства за свободу и права своих граждан. Честь и хвала тому государству, которое не бросает своих граждан, которое понимает, что нет ничего дороже человеческой жизни.
«Народ свободы»
Нам нужен мир, без тяги к мраку,
Без золотых монет в подвалах,
Такой, где сможем жить не в страхе,
Без подлых дел, без соли в ранах.
Такой, где власть дана народу,
И людям честь дороже денег.
Где верят не в удачу с модой,
А в верный шаг на нужный берег.
Где мост прочней всего на свете,
Меж берегов чужих, и ваших.
В лицо прохладный дует ветер,
Народ Свободы - имя наше.
Каждый из нас – это маленькое звено большой цепи
Литературное эссе на тему «Наши права и обязанности»
Плетнёв Сергей Витальевич, 12 лет,
д. Глобицы Ломоносовского района,
МОУ Глобицкая основная общеобразовательная школа, 7 класс
У каждого человека есть свои права и обязанности. Если бы у нас были только права и никаких обязанностей, то мир превратился бы в сплошной хаос. Да и если бы всё было наоборот: только обязанности и никаких прав! Что же это за общество получилось бы?
Права и обязанности. Эти два понятия тесно взаимосвязаны друг с другом.
Каждый человек в нашей стране имеет право получить образование. Но это право неразрывно связано и с обязанностями. Мы ходим в школу, выполняем домашние задания, сдаём экзамены. Мы выполняем определённые обязательства. Нам нужно учиться, чтобы получить образование, получить профессию. Опять же мы имеем право выбора, где учиться и какую профессию получать.
Это здорово, когда ты сам имеешь право решать, что тебе нравится, а что нет, имеешь право высказывать своё мнение, свои мысли. Но нельзя забывать и об обязанностях, о том, где и как можно себя вести, чтобы не оскорбить своим поведением других людей, которые находятся рядом с тобой. Ведь они имеют такие же права, как и ты.
Жизнь на нашей планете зародилась много тысяч лет назад. А с появлением людей стали возникать вопросы: кто и что обязан делать, кто и на что имеет право?
Шли годы, общество изменялось, а вместе с ним изменялись и права, и обязанности живущих на планете Земля.
Если представить, что наша школа – это большой корабль, совершающий длительное плавание, то все мы – члены огромной команды. И если каждый из нас будет добросовестно относиться не только к своим правам, но и к обязанностям, наш корабль никогда не собьётся с курса и придёт к намеченной цели.
А вот если кто-то из членов экипажа вдруг начнёт думать только о своих правах и забудет об обязанностях, слаженной работы не получится. Неизбежно кораблекрушение!
Каждый из нас – это маленькое звено большой цепи! Если каждый будет выполнять свои обязанности и соблюдать права (не только свои), команда достигнет успеха.
Точно так и в семье. Семья – это тоже команда, где у каждого свои права и свои обязанности. И хорошо живётся лишь в той семье, где каждый помнит о своих обязанностях и уважает права всех родных людей.
Мы сейчас учимся в школе, и у нас самая важная и главная обязанность – получить знания, которые пригодятся в дальнейшей нашей жизни, принесут нам успех и помогут совершить увлекательное плавание на корабле под название «Жизнь».
Роль прав и обязанностей в жизни человека
Колесникова Татьяна Алексеевна, 15 лет
г.Бокситогорск
Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2
9 класс
Никогда не думала, что меня заденет за живое идея о том, что люди не соблюдают свои обязанности, а о своих правах говорят везде.
Наша страна Россия огромна, в ней проживают люди с разными национальностями, существует множество вер. Но у всех есть равные права и обязанности, которые защищает наше государство. Хочется раскрыть смысл высказывания « Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». Все гладко на земле невозможно. Многие идеи по созданию рая на Земле закончились неудачей.
В каждом человеке присутствует зло, но если его не укоренять, то наша Земля превратится не во что иное, как в ад. А происходит все из-за того, что народ не выполняет свои обязанности. Например: обязанность сохранять природу и окружающую среду в чистоте, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Рассмотрим такой пример из жизни, казалось бы, что такого, если прийти на работу на минуту позже официального начала рабочего дня? А ведь на самом деле это нарушение трудовой дисциплины, которое может повлечь за собой серьезные меры. Это является обязанностью. Но некоторые люди начинают говорить о своих правах, а о обязанностях забывает. Пока люди не начнут понимать, что соблюдение обязанностей это важно, в мире будет продолжаться беспорядок. Русский философ В.С. Соловьев хоть и признает, что мир неидеален, но думает, что есть еще надежда исправиться.
Таким образом, законы необходимы человечеству, чтобы жить правильно и не превратиться в животное существо.
Эссе на тему
«Ювенальная юстиция и права ребенка»
Бабукова Кристина Валерьевна, 17 лет
п. Подборовье, Бокситогорского района
Средняя общеобразовательная школа – интернат поселка Ефимовский
11 класс
Семья — вот что важнее всего,
вот что заставляет биться мое сердце.
Филиппа Грегори “Еще одна из рода Болейн”
«Сегодня я родился. Первое, что я увидел - это лицо моей мамы, а оно было таким красивым! Кажется, она плакала от счастья, глядя на меня. А папа сдерживался, не показывал слез - он же мужчина. Я уверен, у нас будет крепкая и дружная семья, ведь они так любят меня».
Закон нашей страны непоколебимо заявляет: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в своей семье». Семья - это маленький мир, в котором мы растем, совершенствуемся и учимся всему самому важному. Сердце начинает наполняться приятным теплом, украшая лицо счастливой улыбкой, когда ты понимаешь, что есть в мире такое местечко, где тебя любят и всегда ждут. И как же это прекрасно, когда в твое семье все всегда хорошо!
«Сегодня мама с папой ругались, они так долго кричали, что я не удержался и заплакал: мне больно видеть, как мои родные люди ссорятся. Утром я думал, что уже все позади, но в нашу квартиру пришли какие-то незнакомые люди. Мама сказала, что соседка вызвала их, потому что услышала крики и плач ребенка, а еще она сказала, что они с папой все уладят, и у нас снова все будет хорошо». Семья - единый и нерушимый механизм, так правильно ли это, вмешиваться в его постоянную трудную работу? В Европе в этом случае большое значение придают ювенальной юстиции - разделу юриспруденции, занимающемуся делами несовершеннолетних. В какой-то момент Россия также начала постепенно впускать подобное за стены своего государства, но правильно ли это? Конечно, никто не будет спорить, что если ребенок оказывается в трудной семейной ситуации, то с этим нужно разбираться. Как в медицине – есть врачи для взрослых и есть для детей - педиатры. Однако ювенальная юстиция встречает крайне отрицательную реакцию значительной части Российского общества, а ведь люди изначально были бы не против того, что несет благо; значит, есть в этом что-то отрицательное?
«Незнакомые люди тогда ушли, но наша жизнь почему-то начала ухудшаться. Да, в нашей семье есть проблемы, но мы справимся с ними. Каждый вечер, когда мама укладывает меня спать, она почему-то говорит, что никому меня не отдаст. Глупая. Кто же может забрать меня у вас с папкой? Мы ведь так любим друг друга!». Ювенальная юстиция является угрозой для семьи, ставя на ней клеймо «неблагополучная». Детей забирают от родителей, тем самым фактически нарушая их право жить и воспитываться в своей семье. Да, конечно, этих детей обеспечивают теплом приютских стен, но разве это может сравниться с тем, что давала им родная мама? Никогда и ни за что!
«Наши дела стали совсем плохи, и сегодня мне пришлось уйти из дома с теми людьми, которые когда-то приходили к нам. Родители обещали, что обязательно заберут меня, но мама почему-то плакала... Мне страшно. Что будет со мною?». Внесенные в Семейный кодекс в 2008 году критерии вмешательства в семью органов опеки крайне неопределенные. Там написано, что органы опеки защищают права ребенка, если родители не могут обеспечить ему нормальные условия для развития. «Нормальные»... А что такое «нормальные» и что такое та самая «норма»? Для всех нас она своя, мы сами определяем, что для нас «нормально», а что нет. Так разве можно в столь важном вопросе опираться на подобное неоднозначное определение? Тем более, что ту же ошибку продолжает и закон об опеке и попечительстве, поскольку повторяет Семейный кодекс.
«Сейчас я нахожусь в каком-то странном месте, где очень много детей. Всех их, как и меня, забрали у родителей. Я обещал маме не плакать, но каждый вечер, когда укладывать меня приходит какая-то совсем незнакомая тетя, я не могу сдержать слез. Она ничего не умеет: не поправит одеяло, не расскажет сказку и не поцелует в лобик. Она не любит меня, как ты, мамочка, и я так скучаю по тебе и папе…Почему они забрали меня у вас?». Неблагополучная семья - это не место для жизни ребенка, но разве мера борьбы с этим только одна? Почему детей попросту забирают, тем самым все больше пополняя сиротские дома и увеличивая их число? Почему бы, если жизни ребенка не угрожает опасность, не начать плотно работать с этой семьей? Помогать и поддерживать не одного ребенка, а его семью. Сделать все, чтобы не разрушить его маленький и самый родной для него мир. Почему? Потому что это гораздо сложнее?
«Как же мне плохо здесь. Да, у меня есть все: еда, одежда и крыша над головой. Но мое сердечко просто разрывается. Почему эти люди так невзлюбили нашу семью? Ведь у нас все было не так уж плохо!». Существует немало примеров, когда детей забирали из вполне благополучных семей. Сегодня детей изымают из семей все чаще и беспардоннее, и тема Ювенальной юстиции в России за три года стала одной из самых обсуждаемых. Ведь органы опеки имеют полномочия заходить в любой дом без протоколов и судебных решений. Но почему участились случаи, когда детей изымают у хороших родителей, вместо того, чтобы разобраться, например, с семьей наркоманов? Как рассказывала Татьяна Боровикова из организации «Много деток – хорошо», в честной беседе одна из сотрудниц инспекции призналась ей, что им проще «работать» с нормальными семьями. К наркоманам и пьяницам они идти боятся... Конечно, ведь это куда более сложно - там же дети уже и с психикой нарушенной, и морально убитые! Но разве это правильно?
«Нет, я так больше не могу. Как эти люди вообще могли подумать, что я смогу жить без мамы и папы? Это невозможно! Мама, мамочка, пожалуйста, забери меня обратно домой. Мне плохо. Мне очень-очень плохо без вас с папой! Зачем они все это делают?». И правда, зачем в России нужна ювенальная юстиция? Те, кто поддерживает ее, обращают взгляд вопрошающего на Европу, ведь там подобное имеет место быть уже очень давно, но разве это дало положительные результаты? При ответе на этот вопрос можно обратиться к скандальному делу актрисы Натальи Захаровой. Она вышла замуж за иностранца и уехала жить в Париж, там у нее родилась дочь Маша, и именно там актриса впервые столкнулась с ювенальной юстицией. Жизнь не сложилась, так как супруг жестоко обращался с нею и с их девочкой, к тому же употреблял наркотики. После развода, по решению суда по семейным делам, Маша осталась с мамой, и если бы дело происходило в России, так продолжалось бы и по сей день. Но во Франции существует еще и ювенальный суд. Когда Маше было три года, ее, по просьбе бывшего мужа Натальи, насильно разлучили с мамой, отдали в приют, а затем в приемную семью. И вот уже девять лет Наталья не может вернуть дочь, несмотря на то что ее дело получило широкую международную огласку и обсуждалось на самом высоком межгосударственном уровне. Когда у Натальи спросили, что подразумевается под системой ювенальной юстиции во Франции, она ответила следующее: «В системе ювенальной юстиции работают судьи по делам несовершеннолетних, сотрудничающие с социальными службами. Их основная задача – защита интересов ребенка. Но парадокс заключается в том, что родители, действительно жестоко обращающиеся с ребенком, нередко остаются безнаказанными, и чаще страдает тот, кто ребенка любит и заботится о нем». На этом примере очень ярко видно, что ювенальная юстиция и за границей не приносит ничего хорошего, как об этом любят говорить ее сторонники.
«Я вырос и узнал чуть больше о ситуации, которая произошла в моей семье. Сегодня я проклял тот день, когда в мою страну начала столь основательно входить ювенальная юстиция. Мама, я все также скучаю и верю, что власти не допустят, чтобы этот ужас разрушил семьи в нашей стране. Я надеюсь, что когда-нибудь ты снова уложишь меня спать и поцелуешь на ночь, как в детстве».
Ювенальная юстиция в том виде, в котором она осуществляется на практике, а не в теории, нарушает право ребенка на жизнь и воспитание в своей семье, поэтому мы никогда и ни за что не должны допустить, чтобы такой абсурд, как разрушение семьи, основательно пустил корни в нашей стране.
Эссе на тему
«Наши права и обязанности»
Башкова Татьяна Олеговна, 14 лет,
п. Ефимовский, Бокситогорского района
Средняя общеобразовательная школа–интернат поселка Ефимовский,
8 класс
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А. де Сент - Экзюпери
Права... Как много они значат в нашей жизни! С детства мы очень хотим стать взрослыми, самостоятельными. Почему? Да потому, что взрослая жизнь кажется нам загадочной, интересной, полной приключений. Нам кажется, что во взрослой жизни все легко и просто - любимая, интересная работа, общение с друзьями, путешествия. Для взрослых нет ничего невозможного. Они не обязаны ни перед кем отчитываться за свои поступки, невыполненные задания. В детстве мы до конца не понимаем, что со всевозможными правами у взрослых появляются многочисленные обязанности. Чем старше человек становится, тем сильнее ему хочется вернуться в детство.
Детство - самое счастливое время в жизни человека! Тебя любят, лелеют, балуют, ты окружен заботой и вниманием. Получается, что первое право ребенка - право на любовь. А если тебе не повезло с самого рождения? Например, когда мать новорожденного малыша отказывается от него в роддоме. Я не понимаю, как можно оставить или бросить своего ребенка?! Нет, конечно, мать оставляет своё чадо по разным причинам, может быть, она просто не сможет его прокормить или еще очень молода и до конца сама не понимает того, что делает. Он ей не нужен, и родила эта мамаша его потому, что не смогла вовремя избавиться от него - сделать ужасную вещь - аборт. Как быть бедному дитя? С первых дней жизни он лишен права на материнскую любовь! Конечно, государство позаботится о нем, он будет накормлен, одет, обут, ведь он тоже имеет право на жизнь. Но как сложится его судьба, какая жизнь его ждет? Хорошо, если сразу найдутся приемные родители и попытаются восполнить дефицит любви. А если ему годами придется ждать свою маму? Имеет ли он право, повзрослев, узнать имя и фамилию женщины, лишившей его материнской любви?
А если тебе снова не повезло, и ты родился не совсем здоровым? В статье 23 "Конвенции о правах ребенка" сказано: "... неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества". Возможно, любящие родители постараются создать необходимые условия для жизни малыша, окружат его заботой и любовью и тем самым "облегчат его активное участие в жизни общества". Но, как правило, от таких детей часто отказываются, и растут они в домах для инвалидов. В таких случаях государство бессильно, оно не может защитить ребенка от насмешек сверстников, зачастую и оскорблений. Я думаю, нельзя давать здоровым детям насмехаться над больными. Никто не выбирает, каким ему родиться. Никто не знает, как повернется судьба, может быть сегодня ты оскорбил ребенка в инвалидной коляске, который никогда не сможет с неё встать, а завтра сам попадешь в ДТП и окажешься на его месте. Откуда в людях столько зла?
С детства родители говорили нам о наших обязанностях: уважать старших, не обижать младших, заботиться о животных, хорошо учиться и т.д. Действительно ли мы их соблюдаем? Возьмем, к примеру, заботу о "братьях наших меньших". Сейчас очень модно покупать домашних животных: кошечек, собачек, рыбок, попугайчиков. Сначала они вызывают море эмоций, ребенок безумно счастлив. Но вскоре выясняется, что это большая ответственность! Их нужно регулярно кормить, выгуливать, убирать за ними, а это быстро надоедает. В результате некоторые люди просто оставляют своих питомцев на улице, практически, на выживание, а иногда еще и издеваются над ними. Это очень страшно. Эта ситуация напоминает случай из рассказа И.С.Тургенева "Му-му". Главному герою Герасиму пришлось своими руками утопить любимое животное. Сколько раз в детстве я плакала, перечитывая этот эпизод. Но Герасим был крепостным и не мог поступить иначе. Крепостное право давно отменили, а животные продолжают погибать! Люди! Остановитесь! Задумайтесь о том, что вы делаете! Прежде, чем завести домашнее животное, обдумайте все хорошенько.
Я думаю, мы должны соблюдать свои обязанности, но при этом и наши права не должны ущемляться. Однако, отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права!
Эссе "Без обязанностей нет прав"
Калимуллина Дарья Альфредовна, 14 лет,
д. Большой Двор Бокситогорского района,
Большедворская основная общеобразовательная школа
8 класс
«У меня растут года, будет мне семнадцать…» Пока ещё в отдалении и в туманных очертаниях рисуется мне моё будущее. Но всё чаще тревожат вопросы: «А что надо сделать, чтобы мои мечты и надежды осуществились? Кто и что поможет мне достичь в жизни желаемого? Какие права, данные мне природой и обществом, могу я для этого использовать? Какие обязанности непременно должна выполнить?».
Главное право, которое даётся человеку природой, - право на жизнь. Но при этом, сразу же возникает и обязанность: надо прожить отпущенный тебе срок достойно. Писателю Н.Островскому принадлежат слова, которые для наших бабушек и дедушек звучали как руководство к действию: «Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Очень часто бабушка мне их цитирует!
А что же для этого нужно? Я думаю, прежде всего, надо воспользоваться данным нам Конституцией РФ правом на образование. В нашей стране оно предоставляется каждому гражданину, и это великое завоевание. Это право нам не только дано, но и гарантировано созданием широкой сети учебных и внешкольных заведений: от детского сада до университета. Причём, образование мы имеем право получать бесплатно. Я учусь в небольшой сельской школе: в ней всего 44 ученика. Но нам созданы все условия для получения хорошего образования: мы занимаемся в тёплых светлых классах, в школе есть библиотека с необходимой учебной и справочной литературой; школьный музей, где собран богатый материал об истории учебного заведения, его учителях и выпускниках; столовая, где нас угощают вкусной и здоровой пищей. Есть хорошо оснащённый кабинет информатики и мультимедийная аудитория, благодаря чему мы можем выходить в Интернет, заниматься дистанционно, находить необходимую информацию для учебных занятий, рефератов, проектов. Учимся не только мы, но и наши учителя. Их мы тоже видим за компьютером в поисках нужной информации, готовящих презентации к очередному уроку или внеклассному занятию, а то вдруг они исчезают на какие-то курсы. Этим тоже обеспечивается наше право на получение хороших знаний.
Но, к сожалению, нередко это великое право мы воспринимаем как тяжкую повинность, обязанность, выдуманную взрослыми, которые заставляют нас сидеть за уроками, проверяют оценки в дневнике, а ещё ворчат: «Тройка – серость, двойка – грязь». Только взрослея, начинаешь понимать, что они правы, когда говорят, что «знания нужны в жизни, как винтовка в бою». Каждый из нас мечтает добиться в жизни каких-то высот, стать успешным и даже преуспевающим человеком. И это хорошо. Только «чтобы пышки есть, надо за книжки сесть» - так наставляет меня бабушка. За те возможности, которые даёт нам страна, мы должны заплатить ей своими знаниями и честным, добросовестным трудом. Я знаю, что если буду настойчиво учиться, то смогу в будущем без всяких финансовых затрат поступить в вуз на бюджетное обучение. А успешно окончив вуз, могу без проблем устроиться на работу и приносить пользу обществу. Это и будет моя плата государству за его заботу обо мне.
Чтобы страна процветала, ей нужно не только хорошо образованное, но и здоровое подрастающее поколение. Поэтому нам дано право на охрану и укрепление здоровья (ст. 41 Конституции РФ). Оно гарантируется сетью внешкольных спортивных комплексов, стадионов, ДЮСШ, школьных спортивных секций и бесплатным медицинским обслуживанием. Каждый год у нас в школе проводится медицинский осмотр учащихся специалистами детской поликлиники г.Бокситогорска и фельдшерами сельской амбулатории. Наша школа участвует в проекте партии «Единая Россия» «Школа – территория спорта», цель которого - объединить учителей, детей и родителей в популяризации и развитии новых видов спорта. Инициатором этого проекта является И.К.Роднина. На ремонт спортзала и оборудование нам выделено более миллиона рублей. И теперь мы занимаемся в очень комфортных условиях. В нашей школе создан спортивный клуб «ENERGY», который объединяет увлечённых физкультурой и спортом ребят. Моя мама - учитель физкультуры, она руководит всей спортивной работой в школе, и я стараюсь ей помогать в этом: участвую во всевозможных соревнованиях, кроссах, гонках и «Весёлых стартах». И не жалею об этом. Это моя обязанность – позаботиться о своём здоровье. А в здоровом теле – здоровый дух!
Из всех обязанностей, которые возложены на человека, самой главной я считаю обязанность любить и беречь свою Родину – нашу Россию. Из неё вытекают все остальные. Учительница литературы часто повторяет нам слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «У человека две святыни – Родина и мать». Расти настоящим гражданином и патриотом – наша святая обязанность. Особенно это важно сейчас. И дома, в семье, и в школе мы много говорим о событиях на Украине, переживаем за братский народ. Когда я вижу по телевидению своих украинских сверстников, скачущих и выкрикивающих глупые лозунги, призывающих героизировать Бандеру, мне становится не по себе. Разве они не понимают, что фашизм – это страшное зло, что их герой Бандера – просто чудовище, а те, кого они называют «москалями» и кому предназначают «гиляку», болеют душой за них и плачут, когда видят, что творится на Украине? Я горжусь своей страной, которая, несмотря на всевозможные санкции и обвинения со стороны европейских государств и США, отстаивает мир во всём мире и право людей иметь собственную позицию, решать самим, как им жить, помогает жителям Донбасса, принимает у себя тысячи беженцев. В этом и заключается гражданственность и патриотизм россиян. Они не думают о праве и обязанности, а просто поступают так, как велит сердце и совесть.
Готовясь к сочинению, я перечитала раздел Конституции РФ о правах и обязанностях граждан нашей страны и подумала: «Как же много прав предоставляет нам государство, как оно заботится о нас!» Но каждое из прав вместе с тем требует от нас и выполнения каких-то обязанностей. Если нам дано право пользования природными ресурсами, то мы, конечно же, обязаны их беречь и приумножать, потому что это обеспечивает наше право на жизнь. Вот, оказывается, как всё взаимосвязано! Без обязанностей нет прав! А чтобы все они были реализованы в жизни, «душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь!»
Мои права и обязанности: как я их понимаю
Кейдия Александра Васильевна,17 лет,
г. Бокситогорск,
«Средняя общеобразовательная школа №3»
11 «А» класс
Я обязан помнить, я обязан чтить память, я обязан сохранять.
Историческое и культурное наследие – это то, без чего невозможно дальнейшее развитие, движение вперед. «Будущее строится на фундаменте прошлого», - это высказывание применимо для любой сферы нашей жизни: политика, экономика, наука. Разрушив базис – потеряешь все. Но еще один важнейший аспект – фундамент должен быть крепок: нельзя потерять ни одного составляющего элемента, ни одного кирпичика, а иначе все здание ждет крах. А если в этом «здании» расположен важный, допустим, для какой-либо сферы государства «орган», то разрушение приведет к полнейшему коллапсу, катастрофе. И придется все строить с нуля, по-новому закладывать основные институты. Примером, иллюстрирующим данные слова, может послужить историческая ситуация, сложившаяся в Европе на стыке двух временных периодов Античности и Средних веков: племена варваров, уничтожившие почти до конца цивилизации римлян и греков, через несколько столетий стали сами создавать новую культуру, которая была ознаменована появлением различных архитектурных направлений, литературных жанров.
Прекрасные памятники архитектуры, взглянув на которые поражаешься величию человеческой мысли, скульптуры мастеров своего дела, картины прославленных на весь мир художников, произведения литературы, которые не теряют своей актуальности во времени – все это историческое наследие нашей страны.
Наследие, наследство и наследственность – ряд однокоренных слов. Хотелось бы обратиться к значению слова «наследственность» - это, в свою очередь, возможность передавать что-то своему потомству. То есть мы получили в дар от предыдущих поколений богатейшее культурное наследие, которым мы можем гордиться, и одна из наших основных обязанностей – сохранить этот дар для последующих поколений.
Обратимся к Конституции РФ. Она гласит: «Каждый [гражданин Российской Федерации] обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы». Это прямая ответственность каждого из нас. Мне кажется, трактовать эту статью можно по-разному: ответственность за сохранение материального искусства (памятники архитектуры, живопись, скульптура, литература и прочее) и сохранение исторического наследия как синтеза знаний о прошлом и осознание важности исторических процессов. Но всегда ли данный закон соблюдается? Нередко слышатся новостные сообщения о том, что с разрешения высокопоставленных лиц сносятся здания исторических центров Москвы и Санкт-Петербурга, о том, что социологический опросы граждан показывают, что большинство не знает, когда началась Первая Мировая война, и кто написал «Отцы и дети». И мне кажется, что государство должно напрямую контролировать данную сферу, т.е. образование и культуру, выделять более крупные суммы на развитие данных перспективных направлений. От этого зависит наличие того, что мы передадим нашим детям. Но и граждане не должны оставаться в данном случае равнодушными. Здесь раскрывается сущность «права» данной статьи. Каждый имеет право создавать произведения искусства, пользоваться культурным наследием нашей страны, быть непосредственным участником истории. Истории, которая создается здесь и сейчас. Инициативность и добровольчество – это главные инструменты общества, которые способны изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Мы творцы своей эпохи.
Имена героев Великой Отечественной войны, трудовые подвиги рабочих, строивших крупные предприятия в начале 30-ых годов, самоотверженность воинов, защищавших рубежи нашего государства во время экспансии соседних стран – все это мы должны помнить. Незнание истории может привести к еще более страшным ошибкам. Ведь недаром известное высказывание гласит: «История учит нас не повторять ошибок прошлого». Мне очень импонирует мысль главного спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о присвоении экзамену по истории статуса общеобязательного. Во-первых, экзамен по истории - это повышение уровня образования, культурного уровня и расширение кругозора выпускников, во-вторых, это умение думать и анализировать.
Сфера культуры и защиты памятников искусства должна регулироваться не только официальными нормативно-правовыми актами государства, но и поддерживаться в сохранности посредством внутреннего контроля граждан, опирающегося на морально-этические принципы. О себе я могу сказать, что я знаю закон, я осознаю ценность наследия предков, я понимаю важность его сохранения. А вы?
Размышляя над документом
Смирнова Екатерина Алексеевна, 12 лет,
п. Ефимовский, Бокситогорского района
«Средняя общеобразовательная школа – интернат поселка Ефимовский»
6 класс
Право – это не то, что кто-то даёт вам;
право – это то, чего никто не
может у вас отнять.
Рамзи Кларк
В праве добродетель.
Латинское изречение
Мы часто слышим от взрослых: «Я имею на это право!» А дети имеют права? В каком документе они записаны? Изучая этот вопрос, я узнала, что право – это совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью. Права ребёнка закреплены в Конвенции ООН о правах ребёнка. Интересно, какие я имею права? Загляну в документ.
Мне 12 лет. Оказывается, многие права я уже получила. Когда я родилась, у меня появилось право на жизнь. У меня есть имя, фамилия, я гражданка России, великой страны.
Я имею право учиться. Хорошее право. В жизни о-о-о-очень пригодится. А ещё имею право свободно высказывать своё мнение по любому вопросу. Значит, если мне что-то не нравится, я могу об этом сказать и не бояться, что меня накажут. Отличное право! Имею право на медицинскую помощь. Это право закреплено наличием медицинского полиса. Правда, пока к врачам я обращаюсь редко. Читаю в тексте документа: «Дети имеют право жить с родителями». Я пользуюсь этим правом: живу с любимой мамочкой и бабушкой. У нас счастливая семья. Но как жаль, что в нашей стране есть дети, которые живут в детских домах и не могут воспользоваться правом жить с родителями. Как мне хочется, чтобы они поскорее нашли свою семью!
Продолжаю изучать документ: родители и государство должны оберегать меня от физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения. В нашем государстве много специальных служб, которые контролируют и помогают родителям в воспитании детей: социальный педагог в школе, службы психологической помощи, органы опеки и попечительства.
А вот ещё одно замечательное право – на отдых! Это благодаря ему наши уроки чередуются с переменами, а после каждой учебной четверти наступают долгожданные каникулы.
Но каждый ребёнок должен помнить, что, кроме прав, у него есть обязанности. И это правильно. Мне кажется, что если у ребёнка нет обязанностей, ему будет сложно во взрослой жизни.
На данный момент у меня уже есть обязанности. В школе я должна хорошо учиться, уважительно относиться к учителям, выполнять общественные поручения. Дома я обязана выполнять поручения родителей. Например, убрать комнату, вымыть посуду. Заботиться о своём здоровье: делать зарядку, закаляться. Сейчас обязанностей у меня меньше, чем прав, но с возрастом их будет больше.
Читая Конвенцию ООН о правах ребёнка, я сделала интересные выводы:
- чтобы жить счастливо, нужно знать свои права;
- чтобы счастливы были люди вокруг тебя, нужно уважать права других людей;
- зная свои права, нельзя забывать об обязанностях.
Нужно идти на уступки!
Эссе на тему "Наши права и обязанности"
Кроль Каролина Дмитриевна, 15 лет,
г. Выборг, СОШ №7, 9 «А» класс
Времена, когда дети были безвольными рабами и трудились на заводах, уже давно прошли. Сейчас же они стали рабами ХХI века, где мало кто заботится об их интеллектуальном и культурном развитии.
Очень многие ребята начинают забывать о своих обязанностях в школе, что не гладко складывается на их успеваемости и отношениях со старшим поколением. Давайте посмотрим на основные их обязанности:
- посещать уроки по расписанию, не опаздывать на занятия
- выполнять указания работников школы
- добросовестно делать домашнее задание
- бережливо относится к имуществу школы
- с уважением относится к другим людям, находящимся в школе
- одеваться скромно и опрятно.
Итак, казалось бы, не так уж все и сложно. Благодаря воспитанию моей матери, выполнять свои обязанности мне не так уж и трудно. Но всегда найдутся такие личности, которые мало того, что не считают нужным выполнять эти наилегчайшие правила, то они еще заявляют о своих правах. Самое время узнать и о них:
- получить бесплатное образование
- учиться в достойных условиях
- учиться без дискриминации по каким-либо признакам и ущемления собственного достоинства
- свободно выражать свои мысли, взгляды, но в корректной форме, без ущемления чужих прав
- получать оценки в соответствии со своими знаниями.
Это не все права, но я хочу показать именно эти.
В моей школе я получаю все то, что мне нужно, но я часто сталкиваюсь с тем, что кто-то обрезан от своих прав.
Всем известно о детской жестокости, которая не сравнима со жестокостью взрослой. Зачастую, можно увидеть, как один школьник ущемляет другого, например, из-за цвета кожи, из-за лишнего веса, из-за низких доходов в семье. Лично я считаю, что таким грубиянам, нужно придумать соответствующее наказание.
Вот мое личное мнение о том, какие еще права и обязанности должны быть у школьников.
Права:
- носить свободную форму, но не вызывающую. Мы приходим в школу за знаниями, какая разница, в чем мы?
- иметь отдельные шкафчики для одежды и учебников. Девушкам, например, нельзя носить тяжести свыше пяти килограмм, а полный комплект учебников и тетрадей (на один учебный день) вместе с сумкой или рюкзаком составляют шесть-семь килограмм, отчего у молодого поколения вырабатывается сколиоз.
Обязанности:
- выключать или убирать технические устройства на уроках. Исключение составляет калькулятор на уроках химии и физики. Мобильные гаджеты сильно отвлекают от учебы и негативно сказываются на оценках, так как многие от них в прямом смысле зависимы
- выполнять домашние задания вне зависимости от того, был ли ученик на уроке или нет. Делают все, выполняй и ты.
Подытожим выше сказанное. Взрослые должны идти на уступки детям, а дети уступать взрослым. Когда два слоя людей найдут общий язык и взаимопонимание, то не будут не нужны права и обязанности - всё станет негласным правилом, который никто даже не подумает ослушаться.
Без прав и обязанностей нет дисциплины
Эссе на тему "Наши права и обязанности"
Любченкова Анна Алексеевна, 15 лет,
г. Выборг, МБОУ СОШ №7, 9 «А» класс
Каждый год первого сентября в школу приходит множество детей и подростков-школьников. У каждого из них есть свои права и обязанности, которые он должен выполнять.
У учеников очень много прав и обязанностей. Все они записаны в Уставе школы. Например, каждый школьник имеет следующие права: получить качественное образование; обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома; получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни; бесплатно пользоваться школьной библиотекой; получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений; свободно выражать своё мнение; участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.
Так же каждый школьник обязан: действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции; строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки; добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания; в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей; выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы; относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам; предъявлять дневник по требованию учителя; записывать в дневник домашние задания по всем предметам; приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.; выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю; заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности; обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы; беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории; принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.
Я считаю, что права и обязанности школьников должен соблюдать каждый. Без этого в школе не будет дисциплины. По моему мнению, правила школы абсолютно обоснованы. Хотя ученики их нередко нарушают. Наши права и обязанности являются неотъемлемой частью нашей жизни.