Уполномоченный при губернаторе Ленинградской области по правам ребенка


 1234567890

Взаимодействие с православной церковью

Взаимодействие Уполномоченного по правам ребёнка Ленинградской области с православной церковью

Я желала бы принадлежать к религии,
которая не давала бы людям ненавидеть
и бояться друг друга, а равно вредить друг другу
Жорж Санд

Не плоть, а дух делает человека человеком
Л. Фейербах

Религия во все времена оказывала сильное влияние на все сферы жизни общества. Не исключением является и современная Россия. Особенно велико её влияние на воспитание, формирование мировоззрения людей и идеологии в обществе. Поскольку воспитание и мировоззрение формируются, главным образом, в молодые годы, то молодёжь можно считать наиболее восприимчивой к религиозному влиянию. Причём это влияние может быть как положительным, так и деструктивным. В России государство законодательно отделено от церкви, но это не снимает ответственности с государственных органов за контроль над деятельностью религиозных объединений и взаимодействие с ними. Правильное использование возможностей религии может оказать существенную пользу в решении проблемных вопросов разного плана, способствовать формированию полноценных, нравственно здоровых личностей. Православие является наиболее распространённой, культурообразующей религией России, поэтому в своей профессиональной деятельности Уполномоченный при Губернаторе Ленинградской области по правам ребёнка (далее возможно – Уполномоченный) взаимодействует прежде всего с православными религиозными организациями и деятелями.

Правовое регулирование отношений, связанных с религией, существует и в международном и в российском внутреннем законодательстве. Статья 14 Конвенции о правах ребёнка провозглашает, что государства-участники Конвенции уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. В статье 14 Конституции России говорится, что: 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статьи 13.5, 29.2 Конституции направлены против национальной и религиозной розни и вражды. Статьёй 28 Конституции каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». Согласно него, «благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала». На приходских уровнях работа с молодежью, а значит и с несовершеннолетними, и с молодыми семьями, приобретает различные формы:

  • беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями;
  • вероучительные (катехизаторские) занятия;
  • группы по изучению Священного Писания;
  • миссионерские акции и поездки;
  • социальные проекты;
  • молодежные лагеря;
  • интернет-проекты;
  • киноклубы;
  • кружки по интересам;
  • проекты по профилактике зависимостей;
  • спортивные секции;
  • военно-патриотические клубы;
  • клубы молодой семьи.

Во влиянии религии на молодёжь можно выделить три основные сферы:

  1. Религия и образование.
  2. Религия и профилактика девиантного поведения.
  3. Религия и организация занятости молодёжи.

Посмотрим на положение в этих сферах на территории Ленинградской области и на взаимодействие Уполномоченного с православной церковью.

Религия и образование

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных конфессий используется в образовательной практике всех цивилизованных государств. Эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки от 24.10.2011 № МД-1427/03 и протоколом заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 04.10.2011 № 1 (61) с 1 сентября 2012 года во всех российских школах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данная учебная дисциплина направлена на развитие у детей морально-нравственных качеств; предоставление детям возможности для осмысления общечеловеческих понятий добродетели, без которых невозможно пробуждение совести, оберегающей человека от совершения безнравственных поступков; расширение мировоззрения; оказание помощи в понимании смысла жизни и в выборе правильной жизненной ориентации.

2 августа 1999 года между Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью был подписан договор о сотрудничестве в области образования, в котором отражены коренные изменения в отношении между государством и церковью.

В Ленинградской области в некоторых образовательных учреждениях уже в 2011 году началось преподавание трёх модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики»: «Основы православной культуры», «Основы мировых религий» и «Основы светской этики». В эксперименте приняли участие 780 учащихся в составе 38 классов из 27 школ. Модуль «Основы православной культуры» выбрали родители учащихся 25 школ, модуль «Основы светской этики» - 1 школа, модуль «Основы мировых религий» - 1 школа.

В августе всем учащимся – участникам эксперимента за счет средств Правительства области были приобретены учебники и электронные приложения к ним в соответствии с выбранным модулем.

Итоги реализации эксперимента показали значительный интерес школьников и их родителей (законных представителей) к данному учебному предмету.

Итоги реализации эксперимента, проведенного Ленинградским областным институтом развития образования, показали значительный интерес школьников и их родителей (законных представителей) к данному учебному предмету. Так, изучение отношения участников процесса апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ к введению данного курса в образовательный процесс выглядит следующим образом:

Было интересно - ответили 71 % учащихся,
не интересно – 4 %,
не очень интересно – 25 %;
Положительно отнеслись к данному курсу
98 % родителей,
92,5% учителей;
Расширение кругозора детей:
96,2% учителей,
93,2% родителей;
Духовное и культурное развитие детей:
100,0% учителей,
85,9% родителей;
Повышение нравственности детей:
92,5% учителей,
56,1% родителей;
Мотивация школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ:
Да - 70 % школьников,
Нет - 18 %,
Не знаю - 12%.

Сейчас можно выбирать уже из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».

В целях подготовки к реализации данного курса на уровне образовательных учреждений проведена следующая работа:

Организованы родительские собрания, в которых принимали участие общественные помощники Уполномоченного по правам ребёнка, встречи родителей с педагогами, преподающими курс. Обеспечен выбор родителями обучающихся одного из модулей курса, с обязательной фиксацией в протоколах родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля. Обеспечено приобретение учебных пособий по выбранным модулям. Определены учителя для преподавания курса и обеспечено повышение их квалификации. Изучение профессиональных запросов педагогов в этом направлении показывает необходимость проведения постоянно действующих обучающих и практических семинаров по курсу ОРКиСЭ, обобщение и представление лучшего опыта.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Выборг вёлся курс «Мировая художественная культура». Программа разрабатывалась под руководством СЗ отделения Министерства образования. Работа с детьми велась по программам, утвержденным координационным советом при МО и Православной Епархии. В качестве видового отличия в построении образовательного пространства школа организовала работу кружков по предметам «Русская Христианская культура» в начальных классах, «Межконфессиональная культура» в старших классах.

Следует отметить, что в Ленинградской области функционируют десятки православных воскресных школ. В некоторых из них возможно получение не только дополнительного, но и основного образования. К примеру, в Гатчине не один год успешно работает церковно-приходская школа Павловского собора, в которой учится 78 детей от 5 до 16 лет. В школе возможно получение начального образования.

Интересная школа открыта в городе Кингисепп в 1992 году при соборе Святой Великомученицы Екатерины. Она получила название «Духовная гимназия». Количество учащихся не превышало 32 человека. После прохождения аттестации, лицензирования и аккредитации образовательное учреждение стало называться негосударственное образовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа православной культуры». В школу могут прийти учиться дети их любой семьи. Обучение и питание бесплатные. Среди выпускников – много медалистов, участников и победителей олимпиад.

В этой школе православной культуры реализуется федеральный государственный стандарт образования, а также введен предмет «Основы православной культуры», изучаются такие разделы как «Ветхий Завет», «Святое Евангелие», «История церкви», «Закон Божий». В школе соблюдаются русские традиции православной культуры: в 8.00 все учащиеся посещают в храме утренние молитвы и краткий молебен, затем начинается учебный процесс.

Актуальной проблемой является подбор кадров для преподавания нового предмета. Если преподавать модули «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы мировых религий» смогли бы преподаватели общественно-гуманитарного цикла после соответствующей переподготовки, то грамотно донести до детей особенности определённой религиозной культуры сможет скорее всего человек, этой культуры придерживающийся. Можно приглашать для преподавания представителей церкви, но не у всех из них есть педагогические умения и не во всех местах есть возможность приглашать представителей четырёх конфессий.

С целью оказания действенной помощи педагогам в деле духовно-нравственного воспитания школьников проводится большая совместная работа для развития сотрудничества школы и Русской православной церкви. Учащиеся Ленинградской области ежегодно принимают активное участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси». С 2009 года проходит областной совместный конкурс отдельно для педагогов и учащихся каждый год под новым названием: Уроки добра и милосердия», «Уроки доблести и чести», «Уроки любви и верности». Шестой год реализуется духовно-просветительский проект «Тихвинские рождественские чтения».

Теме духовно-нравственного воспитания в образовательной среде Ленинградской области было посвящено и областное родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в образовательной среде Ленинградской области». Уполномоченным был сделан акцент на добровольность волеизъявления родителей и ребенка при выборе модуля новой учебной дисциплины. Необходимость учёта мнения ребенка, его интерес - это неукоснительное требование Конвенции ООН о правах ребёнка, поэтому велика значимость подготовительной и разъяснительной работы как с родителями, так и с учащимися образовательных учреждений.

Итогом областного родительского собрания стало обращение к Губернатору Ленинградской области, Законодательному собранию Ленинградской области, органам местного самоуправления, педагогической и родительской общественности Ленинградской области. В обращении, в частности, указано:

«Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, в том числе в нравственной сфере, основанной на духовных традициях и опыте культуры.

Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит помрачнения общественного сознания в молодёжной среде».

Религия и профилактика девиантного поведения

Анализ обращений к Уполномоченному показывает рост жестокости и цинизма в молодёжной среде, нарушений межличностных отношений в семье и детских коллективах. Об этом свидетельствуют и сообщения средств массовой информации. Пристрастие к курению, алкоголю, компьютерным играм, другим видам зависимости наблюдается у всё большего числа детей. Спектр преступлений, которые совершают несовершеннолетние, удивляет своим разнообразием и значительной долей тяжких преступлений.

Одной из причин преступности и, вообще, девиантного поведения, является общее падение нравственности населения. Телевидение, интернет, кинематограф, литература часто романтизируют образ преступника, пропагандируют насилие, цинизм и вседозволенность. Романтизация образа преступника, обилие агрессии и жестокости, в кинематографе, литературе, средствах массовой информации, компьютерных играх, активное употребление блатной лексики тлетворно воздействуют на умы молодых людей, уводят их от правомерного поведения и естественных общечеловеческих норм. Воспитываясь в такой среде, молодёжь ассимилирует негативную правовую субкультуру и ещё дальше отодвигает Россию от создания правового государства и гражданского общества.

Большой проблемой в настоящее время становятся межличностные отношения людей в обществе. 

Нельзя недооценивать возможности духовного воспитания в развитии всесторонней, нравственной личности. В связи с разрушением в 90-е годы светской идеологии и системы воспитания молодёжи в нашей стране, значение религии ещё более возросло. Хотя хочется отметить, что акцент надо ставить именно на духовное, а не религиозное воспитание.

Отчасти воспитательный вопрос должен решаться при преподавании нового курса, о котором говорилось выше, но не нужно забывать и о повседневном духовном образовании, направленном, в том числе, на уважительное отношение к любому человеку и законопослушное поведение.

Грамотное изучение Библии, религиозных учений, также как и права, с привлечением различных, в том числе и игровых, форм преподавания способны, на мой взгляд, внести существенную лепту в повышение нравственности и правосознания молодёжи.

В рамках долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ленинградской области» функционирует площадка «Новое поколение», на которой на специализированных рабочих местах работают несовершеннолетние дети, имеющие проблемы с законом и попавшие в трудную жизненную ситуацию. В отношении них проводится как индивидуальная, так и групповая профилактическая работа, в которой принимает непосредственное участие и православный священник отец Леонид.

Регулярно проходят встречи со священником воспитанников Колпинской воспитательной колонии, с которой у нас заключено соглашение о взаимодействии.

В Ленинградской области имеется интересный опыт патриотического воспитания как направления в профилактике асоциального поведения молодёжи. Этот опыт показывает, что патриотическое воспитание чрезвычайно важно в работе с подростками, которые совершали правонарушения, имеют извращённые нравственные понятия. Было бы целесообразно вести патриотическое воспитание во взаимодействии с духовно-нравственным. Ведь многие подвиги нашего народа связаны с христианством, а среди достопримечательностей и памятных мест нашей Родины – значительную часть занимают христианские святыни.

Религия и организация занятости молодёжи

Возможности религиозных организаций для организации занятости молодёжи на сегодняшний день до конца не используются. Отчасти это связано с некоторым опасением и предубеждением государственных и муниципальных организаций и учреждений в отношении религиозных, особенно неправославных, объединений. Конечно, здесь надо соблюдать осторожность, но и не использовать возможности религиозных организаций в организации молодёжной занятости не стоит. Здесь возможна как волонтёрская работа, так и работа за заработную плату.

В Ленинградской области представители религиозных организаций участвуют в организации праздников; организуют ночлег, горячее питание бездомным, лицам вернувшимся из мест лишения свободы; помогают восстанавливать утраченные документы; собирают одежду, обувь, питание многодетным семьям, подарки в ходе Рождественских и Пасхальных праздников; ведут работу с наркоманами и употребляющими спиртные напитки; организуют для детей лагеря дневного пребывания, однодневные походы, помощь в виде мебели, медицинского оборудования, бытовых приборов, инвалидных колясок, костылей, автобусов для инвалидов; участвуют в городских субботниках.

Учащиеся Ленинградской области помогают в восстановлении церквей на территории Ленинградской области.

Работа по воспитанию подрастающего поколения, привитию молодым людям патриотизма и активной жизненной позиции проводится во взаимодействии органов местного самоуправления с религиозными организациями.

При поддержке православных приходов проводятся экскурсии по историческим местам с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С молодёжью проводятся регулярные беседы и встречи с представителями православной церкви во многих районах области. Так, за время работы общественного помощника Уполномоченного в Лужском муниципальном районе сложились дружественные, партнерские отношения с представителями Лужского благочиния Санкт-Петербургской Епархии, подготовлен совместный план работы по профилактике социального сиротства, предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

На территории Лужского муниципального района функционируют 4 воскресных школы, в которых обучается 119 православных христиан, в т.ч. 68 детей. Для населения района учащиеся воскресных школ показывают театральные постановки, кукольные спектакли, направленные на духовно-нравственное воспитание.

В Тихвине стали уже традиционными ежегодные Межрегиональные Рождественские образовательные чтения для педагогических работников.

Положительным примером взаимодействия органов власти и религиозных объединений является праздник, посвящённый Дню семьи, любви и верности, и «круглый стол», посвящённый проблемам семьи и семейным ценностям, проведённый Павловским собором города Гатчина совместно с Администрацией Гатчинского района. 

В Ленинградской области планируются и другие мероприятия в сфере взаимодействия Уполномоченного с религиозными объединениями, которые могли бы применяться также в других регионах.

Будет продолжаться работа по формированию правосознания молодёжи с применением изучения религиозных норм.

Возможно издание совместной брошюры по межличностным отношениям, взаимосвязи норм морали и права.

Будет проводиться работа с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей с привлечением прихожан, имеющих позитивный опыт семейной жизни и воспитания своих детей.

Также в рамках взаимодействия возможна организация досуга и оздоровления детей и подростков (помощь в организации паломнических поездок, в получении путевок на посещение православных лагерей и др.).

На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:

  1. Взаимодействие института Уполномоченных по правам ребенка с религиозными конфессиями может стать одним из инструментов духовно-нравственного, правового и патриотического воспитания детей, а также воспитания родителей, формирования крепких семейных отношений, защиты тетей от жестокого обращения.
  2. Изучение православия и других религиозных культур будет способствовать формированию толерантного мировоззрения.
  3. Изучение правовых норм во взаимосвязи с религиозными поможет сформировать осознанное соблюдение законодательства и правовую культуру молодежи.

Уполномоченный при Губернаторе Ленинградской области по правам ребёнка
Т. А. Литвинова

 
Во время посещения данного сайта, сайт может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, собираемых посредством метрических программ и принимаете условия.