|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Чтобы не ударить лицом в грязь во время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, власти Петербурга торопятся в первую очередь протянуть ветку метро к стадиону, где будет проходить ряд ключевых матчей футбольного первенства. Проекты строительства других веток и станций, в том числе станции в Кудрово, появления которой ждут десятки тысяч жителей Ленинградской области, отложены в "долгий ящик".
Где нужнее метро - на Каменном острове или в "каменных джунглях"?
Весть о том, что наша страна впервые будет принимать мировой чемпионат, явилась отправной точкой для запуска целого ряда транспортных и инфраструктурных проектов, на реализацию которых требуются годы.
Одним из самых амбициозных и дорогостоящих объектов в рамках подготовки к ЧМ-2018 стал стадион «Зенит-Арена», который решили сделать центром притяжения тысяч футбольных болельщиков со всех уголков мира. Масштабное сооружение, возведение которого со временем превратилось в многосерийную «Санта-Барбару», находится на Крестовском острове, а одноименная станция метро - почти в 3 километрах от него. В этой связи было принято решение о строительстве нового участка Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включющего в себя станцию «Новокрестовская» прямо возле «Зенит-Арены». Для ее размещения в западной части Крестовского острова был создан искусственный земельный участок.
Таким образом, после чемпионата мира по футболу, который продлится всего месяц, на Крестовском острове будет целых две станции метро. Расположенные здесь элитные жилые кварталы густонаселенными не назовешь, а подавляющее большинство их обитателей перемещаются по городу на собственных автомобилях и редко пользуются подземкой. Станция "Крестовский остров" по будням почти всегда пустует и лишь в выходные да праздники оживляется за счет того, что какая-то часть горожан приезжает сюда погулять, покататься на аттракционах и поплавать на лодке по прудам и каналам острова. Очевидно, примерно в таком же спокойном режиме будет работать и "Новокрестовская" после того, как ЧМ-2018 окажется позади.
Тем временем, в областном Кудрово метро по-прежнему ждут, как манны небесной, причем с каждым годом это ожидание становится все напряженней.
Деревня Кудрово Заневского городского поселения Всеволожского района Ленобласти вплотную граничит с Невским и Красногвардейским районами Северной столицы. Население в этих краях растет стремительными темпами. В этом году муниципальное образование даже получило статус городского благодаря активной жилищной застройке входящих в него населенных пунктов.
Транспортная проблема в Кудрово стоит очень остро. От ближайших к городу жилых домов до станции метро «Улица Дыбенко» - полтора километра, от многоэтажек в глубине деревни это расстояние еще больше. Каждый день, выбираясь из "каменных джунглей", на которые так похожи современные жилые кварталы, люди часами стоят в пробках по пути к метро, «прорываются» по узким улочкам и по вечно забитому Мурманскому шоссе. В ближайшем будущем эта ситуация может только усугубиться, ведь с вводом нового жилья население деревни регулярно увеличивается. Как сообщил "Леноблинформу" Вячеслав Кондратьев, глава МО «Заневское сельское поселение», к концу 2016 года численность населения Кудрово составит порядка 20 тысяч человек.
Оранжевая ветка: что-то не срастается
Метрополитен – городской вид транспорта, поэтому сроки строительства участка метро от «Улицы Дыбенко» до новой станции в Кудрово относятся к компетенции правительства Санкт-Петербурга.
Мнение о том, что городские власти, стремясь соблюсти единовременные интересы футбольных болельщиков, забывают о тысячах людей из соседнего региона, звучало не раз. С одной стороны, проблемы другого субъекта и его жителей никоим образом не касаются петербургского правительства. С другой стороны, город и область - не только соседствующие, но и дружественные регионы, их связывает огромное количество общих проблем, многие из которых они успешно решают сообща. В том числе транспортные. Однако по вопросу строительства метро Петербург и Ленобласть взаимопонимания, к сожалению, пока не находят.
Все вопросы, касающиеся строительства новых станций метрополитена, находятся в ведении комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Проектирование и возведение новых станций ведется в соответствии с Отраслевой схемой развития метрополитена Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы с перспективой до 2025 года, которая была утверждена в 2011 году и откорректирована в 2013-м. Проанализировав этот документ, можно сделать выводы, что метро в 47-м регионе в перспективе до 2025 года не появится – в списке значатся только открытие новых подземок в городской черте.
Несмотря на это, несколько лет назад переговоры о совместном строительстве подземки вне этой черты все же велись, но не увенчались успехом. В 2011 году между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью была достигнута предварительная договоренность о продлении оранжевой ветки метрополитена и строительстве станции метро «Кудрово», финснсировать которое планировалось из трех бюджетов - областного, городского и федерального. Но как раз вскоре после этого, в 2012 году, Северная столица получила статус города-организатора Чемпионата мира по футболу, и весь план "свернулся в трубочку".
Окончательно о том, что строительство областного метро отодвинется как минимум до 2020 года, стало известно в 2015 году, когда правительство Санкт-Петербурга опубликовало документ госпрограммы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга до 2020 года». Помимо работ на участке Невско-Василеостровской линии метрополитена, в 2015 году началось строительство Красносельской и Лахтинско-Правобережной линии метро, продолжаются работы по продлению Фрунзенского радиуса. Среди других значимых результатов — ввод в эксплуатацию второго вестибюля станции метро «Спортивная», реконструкция станций метро «Пушкинская», «Выборгская» и «Василеостровская». Про открытие станции «Кудрово» в документе нет ни слова.
В городском транспортном комитете на вопрос корреспондента "Леноблинформа" о том, появится ли когда-нибудь метро в Ленинградской области, не спешат давать безапелляционный отрицательный ответ. Но и не обнадеживают.
«В настоящий момент в полном объеме не решены имущественно-правовые вопросы, а также не определен источник финансирования, что не позволяет начать работы по проектированию станции метрополитена «Кудрово». Сроки реализации объекта будут известны после разработки проектной документации по объекту», - сообщили нам в комитете.
Единственным реальным результатом совместных усилий города и области по открытию метро в Кудрово стала разработка предварительного проекта транспортно-пересадочного узла (ТПУ) возле предполагаемой станции метрополитена в Кудрово. Предпроект в июле 2015 года подготовили в Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти. Он предполагает, что кроме метро в Кудрово появится автобусный вокзал, коммерческие помещения и перехватывающая парковка. Правда, возводить все эти объекты без метро практически бессмысленно, поэтому сроки строительства ТПУ до сих пор не определены. В Дирекции рассматривают размещение узла на трех возможных локациях – для этого потребуется земельный участок площадью не менее 5,42 гектара. В прошлом году в Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области уточняли, что один из подходящих участков находится западнее торгового комплекса «Мега-Дыбенко» - сейчас там стоят частные гаражи, сроки аренды которых истекают в 2021-2022 годах.
В комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области на вопрос о том, в каком состоянии находятся сейчас планы по строительству метро в Кудрово, «Леноблинформу» ответили следующее:
«Для строительства метро город предоставляет финансирование, область предоставляет землю. Область предоставила проект вестибюля метро в районе деревни Новосаратовка. Кроме того, комитет по ЖКХ и транспорту вел переговоры с IKEA о размещение на ее землях вестибюля станции Кудрово. Город объявил конкурс на проведение проектно-изыскательских работ, однако через некоторое время отозвал его. Сейчас все в процессе переговоров, а Петербург продолжает активно готовиться к Чемпионату мира по футболу 2018 года».
Надежда не умирает
Тем не менее, новость о том, что метро в Ленобласти все-таки появится, примерно раз в полгода мелькает в СМИ. Последнее заявление на тему открытия подземки в Кудрово губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сделал в середине августа в ходе рабочей поездки во Всеволожский район. Он сообщил, что строительство метро не за горами, и что новая станция откроется в период между 2020 и 2022 годами.
«Мы знаем, и власти Петербурга подтверждают, что шахта тоннеля уже проложена, - сказал губернатор. - Более того, проложены и выходные вентилляционные шахты». По его мнению, чтобы запустить метро, нужны не такие уж и большие затраты, основную часть которых понесут федеральный и городской бюджеты.
Александр Дрозденко уточнил, что регион готов взять на себя обязательства по выполнению наружных работ — обустройству станции, строительству подъездных путей и разворотных колец для наземного транспорта.
Если же городского и федерального финансирования окажется недостаточно, то руководство Ленобласти рассматривает вариант привлечения инвестора, который на условиях государственно-частного партнерства возьмется за этот проект в ближайшем будущем.
Метро за свой счет
Успешный опыт привлечения частного капитала в строительство подземки был реализован в 2009 году в Московской области - впервые в России. За счет средств частного инвестора там построена станция Арбатско-Покровской линии «Мякинино» - первая станция Московского метрополитена, построенная за пределами административных границ Москвы.
Станция расположена на территории Мякининской поймы, входящей в состав городского поселения Красногорского района Московской области, недалеко от МКАД, в непосредственной близости от выставочного центра «Крокус Экспо», концертного зала «Крокус Сити Холл» и ряда крупных торговых объектов. Именно для привлечения потока людей владелец компании Crocus Group Арас Агаларов вложил деньги в строительство метро.
Московский опыт можно было бы назвать во всех отношениях успешным, если бы его не омрачили последние новости. Во время написания материала стало известно, что с 22 августа станция метро "Мякинино" будет закрыта на неопределенный срок из-за того, что до сих пор не соответствует требованиям транспортной безопасности, а также из-за того, что инвестор не оформил надлежащим образом все документы, необходимые для ее эксплуатации. Позже мэр Москвы Сергей Собянин распорядился не закрывать станцию при условии, что компания Crocus Group в ближайшее время устранит все проблемы.
Решив узнать, как в целом решают проблему прокладки метро в ближайших к столице районах Московской области, "Леноблинформ" выяснил, что там эта проблема стоит не менее остро, чем в нашем регионе. В Комплексе градостроительной политики и строительства Москвы нам сообщили, что в рамках Адресной инвестиционной программы до 2018 года не появится ни одной станции метро на территории Московской области. Как и в Санкт-Петербурге, все станции метро в столице строятся за счет средств городского бюджета.
Тем не менее, в Москве нашли выход, который разрешает транспортную проблему тысяч жителей соседнего Подмосковья. В столичном метрополитене открыто уже несколько станций метро, расположенных на самой границе города и области.
Например, в 2015 году открылась станция "Котельники", которая стала конечной на самой загруженной Таганско-Краснопресненской линии московского метро. Ее открытия в течение 30 лет ждали порядка 300 тысяч человек – жители столичного района Котельники, а также жители подмосковных городов Люберцы, Дзержинский и Лыткарино. Предыдущей "пограничной" станцией за последние годы стала открытая в 2012 году станция "Новокосино", вестибюль которой выходит в подмосковный город Реутов.
Возле «Котельников», так же, как в будущем около "Кудрово", планируется построить транспортно-пересадочный узел с автовокзалом, перехватывающей парковкой и торговым центром.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: http://www.lenoblinform.ru/news/metro-110816.html
Автор: Ксения Казанкова