Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
293031
             


 1234567890

Новости УФАС

Александр Плетешков: «Антимонопольный комплаенс выведет бизнес и власть на новый уровень»

20.10.2018 12:54

Как снизить количество нарушений антимонопольного законодательства, – этот вопрос не сходит с повестки дня антимонопольного ведомства уже почти целый год. В конце 2017 года вышел Указ президента Российской Федерации № 618, обязывающий предпринять ряд мер, направленных на улучшение экономической ситуации в стране. Одной из них стал так называемый антимонопольный комплаенс.

О том, что это такое, и какие организации уже внедрили его в свою работу, рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Александр Плетешков.

– Александр Николаевич, что подразумевает под собой антимонопольный комплаенс и неужели в богатом русском языке не нашлось своего термина для обозначения этого явления?

– Если коротко и простыми словами, то антимонопольный комплаенс – это система мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства. То есть это некая программа, документ или руководство, которое разрабатывает каждая организация, где прописаны мероприятия, направленные на соблюдение ей требований антимонопольного законодательства. Внедрение комплаенса подразумевает ознакомление сотрудников предприятия с этими внутренними актами, обучение специалистов антимонопольному праву.

Что касается названия, то да, действительно, в русском языке, видимо, не нашлось единого емкого слова, которое бы характеризовало весь этот процесс, и пришлось воспользоваться иностранным термином во избежание длинного и громоздкого названия. Но это не меняет положительного эффекта от внедрения антимонопольного комплаенса в органах власти и организациях в целях поддержания добросовестной конкуренции на товарных рынках и недопущения незаконных посягательств в отношении нее.

– Есть ли какой-то стандарт, образец, которым могли бы руководствоваться хозяйствующие субъекты, решившие внедрить в свою деятельность этот механизм?

– На сегодняшний день методология по внедрению комплаенса до конца не разработана. В связи с этим ФАС России, привлекая научное сообщество, ведет работу по изучению этого явления через апробацию такого внедрения на действующих предприятиях. У нас в СЗФО такая работа запланирована на базе ряда известных вузов – таких, как, к примеру, СПбГЭУ. Надеемся, что открытие подразделения СПбГЭУ, которое вплотную займется изучением и внедрением комплаенса в организациях, произойдет уже в этом году.

Помимо взаимодействия с СПбГЭУ, надеемся на плодотворное сотрудничество в этом направлении и с ЛГУ имени А.С. Пушкина, который может заняться вопросами внедрения системы в органах государственной власти и органах местного самоуправления на территории Ленинградской области. Наши сотрудники примут активное участие в такой научно-практической работе.

Но уже сейчас мы стараемся через СМИ или путем участия в различных семинарах или конференциях доносить о положительном зарубежном и отечественном опыте внедрения антимонопольного комплаенса и всегда готовы что-то подсказать по этому вопросу. Мы понимаем, что сейчас еще не все организации достаточно осведомлены в этой сфере. Тем не менее, есть и ряд исключений. Среди таких первопроходцев, которые самостоятельно пытаются разобраться и внедряют комплаенс в свою работу, можно отметить ПАО «Сибур», АО «ЛОЭСК», компанию «Балтика».

– Насколько эффективен механизм антимонопольного комплаенса?

– Создание и внедрение таких «профилактических» систем – не наша придумка. Мировой опыт свидетельствует о том, что механизм антимонопольного комплаенса является одним из эффективных способов снижения количества антимонопольных нарушений. В европейских станах и США предусмотрена возможность снижения оборотного штрафа при наличии на предприятии реально действующего антимонопольного комплаенса. Повторюсь – система должна работать в режиме реального времени, а не существовать только на бумаге. Это зависит в первую очередь от желания руководства.

– А какие «бонусы» дает комплаенс в России?

– В настоящий момент в связи с Указом президента №618 прорабатывается Федеральный закон, которым предусматривается правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Проект этого закона содержит, в том числе, порядок работы с комплаенсом. Если в случае возбуждения дела компанией будет доказано, что комплаенс – не пустая формальность, а реально работающий защитный механизм, это обстоятельство будет учитываться при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности, при выявлении наличия смягчающих обстоятельств. То есть государство будет снисходительно относиться к нарушителю антимонопольного законодательства, если будет видно, что все произошло не по злому умыслу, а в силу человеческого фактора, причем внутренний механизм защиты реально функционировал на предприятии, действия большинства ответственных сотрудников соответствовали закону, а при выявлении нарушения предприятие предприняло все зависящие от себя меры по минимизации вреда, нанесенного как конкуренции, так и пострадавшим субъектам товарного рынка.

Кроме того, наличие комплаенса предусматривает сокращение частоты проведения плановых проверок. То есть если хозяйствующий субъект не нарушал антимонопольное законодательства за последние 3 года и внедрил систему антимонопольного комплаенса, которая действует на предприятии более года, то категория риска для такого предприятия снижается до минимального, что позволит в итоге не включать его в план проверок.

– Как Вы думаете, будут ли данные меры столь же успешны в реалиях российской экономики?

– Уже сейчас, после вступления в силу 4-го антимонопольного пакета, который фактически трансформировал ФАС России в орган предупредительного контроля, мы видим, что в большинстве случаев хозяйствующие субъекты реагируют на наши предупреждения о недопущении нарушения антимонопольного законодательства и сразу же прекращают противоправные действия. Поэтому и система антимонопольного комплаенса, как нам кажется, должна показать себя с самой лучшей стороны. А синергетический эффект от применения предупредительных мер со стороны органа контроля и защитных мер со стороны самой организации позволит вывести взаимоотношения бизнеса и власти на принципиально новый уровень отношений, основанный на доверии и взаимной ответственности.

Автор: Татьяна Туктамышева

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости УФАС