|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Случаев, когда дети самовольно покидали родной дом, за прошлый год стало больше на 8%. Своим взглядом на проблему с «Леноблинформом» поделилась Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области Тамара Литвинова.
– Тамара Александровна, на одном из заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних Вы сказали, что считаете необходимым разработать на региональном уровне типовую рабочую программу воспитательной работы в образовательных организациях Ленинградской области. С чем это связано? Что должно быть в этой программе?
– Это связано с тем, что большую тревогу и озабоченность вызывает рост числа самовольных уходов детей из родительского дома. Главная причина – обострение детско-родительских межличностных отношений, конфликтных ситуаций. Так, анализ сводок Следственного управления по Ленинградской области, поступающих Уполномоченному по правам ребенка в регионе, показывает, что в сравнении с 2019 годом количество детей, самовольно ушедших из родительского дома, увеличилось на 8%. Только в прошлом году сотрудники управления провели розыскные мероприятия в отношении 247 таких беглецов. Причем, многие из них уходили неоднократно. Нередко подобные инциденты имеют место и в благополучных семьях. Зачастую безнадзорность детей является причиной совершения в отношении них преступных посягательств.
Не может не беспокоить и тот факт, что в наш адрес по-прежнему поступают обращения от родителей (законных представителей) детей по вопросам, связанным с межличностными отношениями в образовательных организациях, детскими конфликтами. Немало таких случаев происходит в начальной школе, а это дети от 7 до 11 лет. В этом возрасте можно не только выявить возможности для творческого развития личности и развить их, но и привить уважение к учителю, одноклассникам, интерес к общественной жизни класса, помочь адаптироваться в реалиях современной жизни.
В этой связи мы и предлагаем разработать на региональном уровне типовую рабочую программу воспитательной работы в образовательных организациях Ленинградской области. Программа должна предусматривать единый подход и к воспитанию и к предупреждению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Одна из ее целей – социализация учащихся, создание условий для выработки ими уверенной гражданской позиции. Это предложение мы внесли и в решение коллегии комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
– Каковы основные причины и структура преступлений против несовершеннолетних? Как часто такие преступления совершаются? Какую роль в их возникновении играют конфликты в семье?
– Как я уже сказала, зачастую причиной совершения преступлений в отношении детей является их безнадзорность. И конфликты в семье играют немалую роль. Несмотря на то, что преступлений против несовершеннолетних в 2020 году в целом стало меньше на 10,7%, они вызывают серьезную озабоченность и требуют определенных мер реагирования – как со стороны родителей, так и органов местного самоуправления. Нас беспокоит ситуация, что 20% таких преступлений – это посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетних, более 10% связаны с угрозой жизни и здоровью детей.
Еще одна очень сложная тема – неисполнение алиментных обязательств в отношении детей, родители которых лишены родительских прав, а также находятся в разводе. В структуре преступности в отношении несовершеннолетних такие случаи занимают около 42%.
– Какие еще меры, помимо типовой программы, на Ваш взгляд, необходимо принять для того чтобы посягательств на жизнь и здоровье детей стало меньше?
– Мы считаем, что муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны с большим упорством выявлять причины и условия, способствующие самовольным уходам детей, помогать в урегулировании конфликтных детско-родительских отношений. Кроме этого, необходимо провести мониторинговые исследования об удовлетворенности несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) дополнительными образовательными услугами. Важно понять, сколько детей фактически ими охвачено, определить доступность внеклассных занятий, оценить качество предоставляемых услуг, изучить предпочтения и возможности доступа к дополнительному образованию, в зависимости от места проживания несовершеннолетних. Возможно, придется открывать новые доступные (бесплатные) кружки и спортивные секции, учитывая интересы и потребности подростков.
Не менее значимо усилить контроль за посещаемостью занятий и более оперативно реагировать на случаи неявки по неуважительным причинам. Считаю также нужным принять нормативный правовой акт Ленинградской области «Концепция безопасности детства 47 региона с планом основных мероприятий на 2021-2023 годы». Этот документ будет соответствовать указу Президента России Владимира Путина от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
Хочу обратить внимание еще на один немаловажный момент. Статья 12 «Взгляды и интересы ребенка» Конвенции о правах ребенка говорит о том, что у всех детей есть право выражать свое мнение по всем затрагивающим их вопросам, и что их мнение должно быть принято во внимание. Поэтому, чтобы предупредить вовлечение детей в противоправную деятельность, я считаю целесообразным ввести в практику организацию круглых столов, дискуссий, дебатов по различным темам политической направленности, на которых дети могли бы учиться формировать и выражать свою точку зрения аргументированно и в рамках закона.
Беседовал Михаил КОЗЛОВ